Lmms инструменты. Руководство по эксплуатации LMMS - Linux MultiMedia Studio Computer Accessories MN1278. Встроенные плагины и семплы

Интерфейс [ edit ]

Когда вы запускаете LMMS, вы сначала увидите этот экран:

Оговорка: интерфейс может незначительно отличаться в зависимости от того, какая версия программы у вас установлена, и какую операционную систему вы используете.

Различные части экрана (элементы ) пронумерованы жёлтым цветом. Они выполняют следующие функции:

  1. Главное меню предоставляет доступ к файлам проекта, некоторым плагинам, и онлайн-справке.
  2. В левой части Панели инструментов имеются два ряда:
    Кнопки в верхнем ряду связаны с файлами проекта - создать новый проект, открыть существующий, сохранить текущий и экспортировать в звуковой файл.
    Кнопки во втором ряду используются, чтобы показать/скрыть (переключить) различные окна в основной части интерфейса.
  3. В правой части панели инструментов имеются некоторые инструменты управления композицией, такие как темп, тактовый размер, громкость, высота тона и основная панель визуализации.
  4. Боковая панель имеет шесть кнопок. Нажатие на любую из них переводит соответствующую вкладку в положение включено/выключено.
    Каждая вкладка отображает определённый тип информации: Instrument plugins (Инструменты), My projects (Мои проекты), My samples (Мои семплы), My presets (Мои заготовки), My home (Домашняя папка) и My computer (Мой компьютер). Эти ресурсы могут быть использованы в сочинении вашей композиции.

Основная часть интерфейса содержит ряд окон, каждое из которых служит определённой цели.
Вы можете показать/спрятать любое из этих окон нажатием кнопок во втором ряду Панели инструментов .

Когда LMMS запущена, четыре окна открываются по умолчанию:

  • Song-Editor (Финальный секвенсор) . Здесь вы сочиняете композиции.
  • Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор) . Здесь создаются ударные (ритм).
    Вывод из этого окна автоматически вставляется в окно Song-Editor (Финальный секвенсор) как ритм/басовая дорожка.
  • FX-Mixer (Микшер FX) . Это звуковой микшер, где отдельно регулируется громкость каждого канала.
    Он также имеет дополнительно окно (Цепь фильтров), где вы можете добавить спецэффекты и связывать их вместе.

Не забывайте сохранять чаще! Сохраняйте свой проект всякий раз, когда вы создали то, что хорошо звучит. Также хорошая стратегия - сохранять различные версии вашей композиции. Это позволит вам возвращаться к предыдущей версии проекта.

Когда вы сохраняете проект первый раз, вам будет предложено выбрать папку и ввести название проекта (имя файла). Последующие сохранения будут перезаписывать этот файл, и LMMS будет показывать вам небольшое сообщение об этом в нижней части экрана. Ждите это сообщение!

Переходим к действию [ edit ]

Проект создаётся путём добавления instruments (инструментов) (вкладка 1 боковой панели), samples (семплов) (вкладка 3 боковой панели) и существующих presets (заготовок) (вкладка 4 боковой панели) в Song Editor (Финальный секвенсор) или в Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор).

Song Editor (Финальный секвенсор) удобен для неповторяющихся звуковых событий, таких как дорожки мелодий, а Beat+Bassline Editor (Пошаговый секвенсор) удобен для повторяющихся звуков, таких как перкуссия.
События, созданные в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре) являются "непрерывными" - то есть они могут быть удлиннены перетаскиванием мышью до тех пор, как вам нравится.
События, созданные в Song Editor (Финальном секвенсоре) являются "завершёнными" - то есть они не могут быть удлиннены (но могут быть скопированы, конечно).

Текущая песня всегда строится в Song Editor (Финальном секвенсоре). Здесь все elements (элементы) (блоки), включая события в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре), собраны вместе на шкале времени, и образуют вашу композицию целиком.

Когда вы вставляете инструмент, откроется окно редактора этого инструмента. Вы также можете его увидеть, если нажмёте на серую кнопку "название" инструмента в Song (Финальном) или Beat+Bassline Editors (Пошаговом секвенсоре). Когда вы нажимаете кнопку "название", она станет светло-серой. Теперь этот инструмент - "Active Instrument (Активный инструмент)". Кнопка "название" работает как выключатель для окна редактора инструмента. Окно редактора инструмента имеет пять вкладок: PLUGIN (МОДУЛЬ), ENV/LFO (ОБЛ/LFO), FUNC (АКК/АРП) FX и MIDI. Вкладка "PLUGIN (МОДУЛЬ)" меняется в зависимости от типа инструмента; все другие вкладки стандартны для всех инструментов, однако на вкладке ENV/LFO (ОБЛ/LFO) не будет влиять на плагины VST. Подробно об использовании функций на различных вкладках описано в разделе Working with Instruments (Работа с инструментами) .

Если вы хотите полностью удалить инструмент из вашей композиции, нажмите на его серую иконку "toolkit (Действия)" и выберите "Remove this track (Удалить дорожку)".

Инструменты делятся на предоставленные программой и заданные пользователем. Подпапки в вашей файловой системе могут быть использованы для иерархической организации инструментов и семплов.

Позже вы можете захотеть создать ваши собственные инструменты с нуля. Первая кнопка на боковой панели открывает инструментальные плагины. Это пустые по умолчанию шаблоны, которые вы можете использовать для своих собственных инструментов. Перетащите их в свой проект и поиграйте со всеми настройками в окне редактора. Некоторые подсказки и советы о том, как создавать инструменты 3-OSC, можно найти в разделе Making Triple-Oscillator Patches (Исправляем звук в трёхполосном осцилляторе) . (Конечно, вы также можете внести изменения в поставляемые с программой инструменты и сохранить их как свои собственные. Перезапись поставляемых инструментов не рекомендуется).

Создаём дорожку [ edit ]

Стандартный способ создания дорожки - добавление ударных инструментов в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре) и инструментов для дорожек мелодий в Song Editor (Финальном секвенсоре) . Затем создаются различные ударные "петли" ("лупы"), используя кнопку Add bassline (Добавить ритм/лейтмотив) в Beat + Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре) для для каждого ритма, который вам нужен - главной басовой линии, линии хай-хэт (тарелок), дополнительных ритмов и пауз и т.д. Они появляются в Song Editor (Финальном секвенсоре) по мере их создания. Чтобы они зазвучали, нажмите на первый квадратик на временной шкале для создания нового element (элемента) (сегмента). Вы также можете растягивать Beat+Bassline (битовые/басовые) elements (элементы) (blocks (блоки)), чтобы сделать их длящимися несколько квадратиков. Та же технология может быть использована для повторяющихся басовых линий, если вы создаёте их в Beat+Bassline Editor (Пошаговом секвенсоре).

keyboard as piano

Для дорожек мелодии, нажмите в Song Editor (Финальном секвенсоре) квадратик, который вы хотите сделать новым сегментом мелодии, и два раза щёлкните этот element (Элемент) , чтобы открыть Piano Roll Editor (Секвенсор) . Поместите ноту в сетке Секвенсора нажатием на линию с делениями (для её создания), а затем растягиванием за её правый край, чтобы сделать её короче или длиннее, как вам нужно. Вы также можете перетаскивать ноты выше и ниже по сетке или вперёд и назад по времени, чтобы поместить их где нужно. Как вариант, вы можете нажать кнопку "record (Записать ноты)" в Piano Roll Editor (Секвенсоре) и сыграть ноты в реальном времени на клавиатуре, где клавиша "Z" проигрывает ноту C (до), "S" проигрывает C# (до-диез), "X" проигрывает D (ре), и "D" на вашей клавиатуре проигрывает ноту D# (ре-диез) (смотрите картинку справа). Чтобы играть ноты октавой выше, перейдите на клавишу "Q", чтобы проиграть C (до), и т.д. LMMS также может использоваться с MIDI-клавиатурой. Список успешно подключенных клавиатур находится в стадии разработки. Yamaha PSR 500m, Yamaha E413 keyboard, Midistart 3 pro keys USB-клавиатура от miditech и Korg Nano - заявлены как работающие на нашем форуме. Но различия в железе и операционной системе немаловажны! Спрашивайте в магазинах инструментов, можете ли вы протестировать клавиатуру, которую вы хотите купить, и берите клавиатуру с обычными по размеру пианино-клавишами. В будущем вы оцените этот выбор.

Теперь я бы порекомендовал вам прочитать и выполнить упражнения в разделе Your First Song with LMMS (Ваша первая композиция с LMMS) . Это очень помогло мне, когда я начал работать с LMMS.

Сегодня я хочу рассказать об отличной программе для Linux, которая называется LMMS, то есть Linux MultiMedia Studio.

На скриншоте можно видеть (по крайней мере, если его открыть) три дорожки, одна из которых исполняется программным синтезатором LB302 (он эмулирует Roland"овский синтезатор TB-303), а две другие несут в себе барабанные партии. Что ж, остановимся пока на последних и попробуем что-нибудь сделать.

Если открыть новый проект, взору откроются три дорожки, последняя из которых и есть нужная нам Beat/Baseline 0. Что ж, давайте совершим на первом такте этой дорожки (такты разделены вертикальными линиями) двойной клик и добавим в открывшийся редактор какие-нибудь барабаны. Во вкладке My Samples слева легко обнаружить каталог drums. По клику на каждый из присутствующих там файлов должен будет прозвучать соответствующий звук. Если звук этот нравится, берите его и тащите на пустое место в барабанном редакторе. Добавьте столько барабанов, сколько нужно, и приступайте к созданию барабанной партии путём вращения колёсика мышки над шагами (прямоугольники с закруглёнными краями) до получения желаемой их громкости (кликом можно сразу выставить полную громкость или, наоборот, вернуть к нулю). Удобно при этом, кстати, запустить проигрывание партии. Поиграйте с этим редактором, у него много интересных возможностей; тем не менее, для сложных барабанных партий я бы посоветовал воспользоваться специализированным редактором, например, Hydrogen - результат потом можно вставить как sample-track. А ещё можно наиграть на реальной установке - по-моему, лучшее решение. :)

Итак, средняя дорожка нового проекта - «Sample track». Такие добавляются, соответственно, кнопкой «Add sample-track». На неё можно вставить (двойной клик по нужному такту) любой сэмпл почти любого формата. Я пробовал записывать электрогитару и вставлять таким образом - получается очень здорово, если сыграть ровно. И, что не менее интересно, здесь можно использовать LADSPA-плагины. Например, можно добавить distortion/overdrive/wah-wah/etc (хоть всё сразу, процессор себе только не сожгите) к чистому звуку электрогитары. Кстати, страшная тайна - эффекты LADSPA можно использовать в LMMS повсеместно - даже для барабанов (вкладка FX для AudioFileProcessor).

Ну и, наконец, самое интересное - звуковые синтезаторы LMMS. Присутствующий в проекте изначально TripleOscillator имеет много настроек, но, на мой взгляд, гораздо интересней звучит синтезатор LB302. Что ж, давайте возьмём LB302 (или ещё что-нибудь из вкладки Instrument plugins) и перетащим его поверх негодного TripleOscillator. Сейчас самое время подключить какие-нибудь клавиши, которые умеют работать с MIDI. У меня дома имеется синтезатор Yamaha PSR-295, который, при подключении по USB, сразу же подхватывается драйверами ALSA как MIDI-устройство ввода и вывода (то есть можно не только что-нибудь наигрывать, но и выводить MIDI-поток для проигрывания настоящим железным синтезатором ^_^). Так что кликайте по пиктограмме с клавишами на нужной дорожке и выбирайте в качестве «MIDI input» своё устройство. Теперь можно вновь обратиться к настройкам инструмента и чего-нибудь покрутить на вкладке «plugin» до получения приятного и подходящего вашей композиции звука (ну, или неприятного, но подходящего - смотря, что за композиция). Соответственно, наигрывать в это время что-нибудь (как видите, можно это делать даже обычной компьютерной клавиатурой и/или мышкой) и вообще наслаждаться фактом наличия такой программы в виде free open source software. :)

Итак, вот оно. Средство воплощения мелодий LMMS. Запустите запись и постарайтесь ровно сыграть что-нибудь. Метроном вам в этом поможет, отбивая по 4 удара каждый такт. В выбранном по умолчанию режиме «draw mode» (карандаш) можно тянуть ноты за правый край, тем самым изменяя их длительность; можно перемещать ноты в любую сторону; можно вообще создавать новые ноты, что тоже часто бывает удобно. Столбики внизу позволяют менять громкость каждой ноты (разумеется, если записываться с MIDI-устройства, громкость должна будет выставляться сама в зависимости от того, с какой силой нажимать на клавиши инструмента). Если вы начали играть не сразу, а, скажем, с четвёртого удара метронома (второй такт), не беда - в нотном редакторе есть инструмент выделения («select mode») и перемещения («move selection»). Закончив запись мелодии, можно вернуться к основному окну с дорожками («Song-Editor») и, например, продублировать эту самую мелодию. Для этого достаточно с зажатой клавишей Ctrl перетащить получившийся паттэрн на следующие, свободные такты.

Наша цель - обеспечить Вам самый быстрый доступ к руководству по эксплуатации устройства . Пользуясь просмотром онлайн Вы можете быстро просмотреть содержание и перейти на страницу, на которой найдете решение своей проблемы с LMMS - Linux MultiMedia Studio Computer Accessories MN1278 .

Для Вашего удобства

Если просмотр руководства LMMS - Linux MultiMedia Studio Computer Accessories MN1278 непосредственно на этой странице для Вас неудобен, Вы можете воспользоваться двумя возможными решениями:

  • Полноэкранный просмотр -, Чтобы удобно просматривать инструкцию (без скачивания на компьютер) Вы можете использовать режим полноэкранного просмотра. Чтобы запустить просмотр инструкции LMMS - Linux MultiMedia Studio Computer Accessories MN1278 на полном экране, используйте кнопку Полный экран .
  • Скачивание на компьютер - Вы можете также скачать инструкцию LMMS - Linux MultiMedia Studio Computer Accessories MN1278 на свой компьютер и сохранить ее в своем архиве. Если ты все же не хотите занимать место на своем устройстве, Вы всегда можете скачать ее из ManualsBase.

Руководство по эксплуатации LMMS - Linux MultiMedia Studio Computer Accessories MN1278

Advertisement

Advertisement

Печатная версия

Многие предпочитают читать документы не на экране, а в печатной версии. Опция распечатки инструкции также предусмотрена и Вы можете воспользоваться ею нажав на ссылку, находящуюся выше - Печатать инструкцию . Вам не обязательно печатать всю инструкцию LMMS - Linux MultiMedia Studio Computer Accessories MN1278 а только некоторые страницы. Берегите бумагу.

Для обычного пользователя программы ОС Linux - тёмный лес. Тем более музыкальный софт. Да и вообще, это отдельная платформа и одинаковые продукты для Windows и Linux можно сосчитать по пальцам. Однако, встречются такие экземплярчики как секвенсор LMMS, изначально созданный для Linux. Первый плюс в сторону этой программы - то, что она бесплатная, как и другой софт для Linux. Об остальных возможностях речь пойдет ниже.
Первый запуск
При первом запуске, как и при всех последующих, запускается окно настроек (рис. 1).

Настроек довольно мало. В общих настройках (General settings) устанавливается буфер для звуковой платы, хотя сами настройки выхода звука выведены в отдельную подгруппу. Также удивляют настройки как аудио (значок динамика), так и миди (значок синтезатора). В них присутствуют не стандартные windows - устройства и не asio, а какие-то свои собственные драйвера. Хотя в работе были успешно проверены несколько звуковых плат. Был выбран интерфейс SDL, т.к. он один был доступен. Возможно, из-за этого не получалось записывать звуковые дорожки. После настроек переходим к интерфейсу.
Интерфейс
Интерфейс очень напоминает Fruity loops (рис. 2).

Да и не удивительно, ведь разработчики включили возможность импорта файлов из Fruity loops. Цветовая гамма тоже схожая с Fruity loops, как и окна, и осциллоскоп, и панель управления, и даже микшер. Хотя до Fruity loops она явно не дотягивает. Если окинуть взглядом всё рабочее пространство, то видно что оно состоит из следующих окон: Song editor, Beat+Bassline editor, Fx Mixer и Controller rack. Остальные инструменты припрятаны с глаз. Каждый в отдельности разбирать не имеет смысла, но всё же.
Song editor
Это и есть основное окно программы. Его можно сравнить с Playlist в Fruity loops (рис. 3).

Как и в большинстве секвенсоров по левую сторону - типы треков, по правую - область редактирования с событиями (или «кубиками» в народе). Существует несколько типов треков - инструменты (со значком клавиатуры синтезатора), семпл - треки (sample track), треки - паттерны (beat/bassline) и треки автоматизации (automation track). О них поговорим чуть позже. В верхней части - транспортная панель с небогатым набором (play, stop и два типа record, хотя в моём случае ни один не заработал) и панель инструментов. На панели инструментов можно добавлять треки в проект (кнопочки со значками «+»). Правее стоят режимы редактирования - карандашик (для создания новых событий) и рамка - для выделения и перемещения событий. Также есть масштаб и три кнопки для режима скроллинга, зацикливания и возврата в начало после стопа. Также возле значка лупы отображается текущий масштаб, который меняется не плавно, а имеет фиксированные значения.
Как же здесь писать музыку?
Создали мы новый проект, смотрим на Song editor. Но что делать дальше? Это зависит от того что мы хотим. Например, мы хотим создать синтезаторную партию. Для этого нужно вставить какой-то синтезатор, допустим, один из встроенных. Для этого просто выберем карандашик и создадим новое событие в треке Triple oscillator (он и будет в нашем случае синтезатором) (рис. 4).

Пока наше событие занимает только один такт. Теперь кликаем по нему 2 раза и открывается знакомое по другим секвенсорам окно piano roll для этого события (рис.5)

Теперь можно «рисовать» в нём наши ноты, пользуясь различными стандартными инструментами (ластик, карандаш, ножницы). Для тех, кто обладает миди-клавиатурой и хочет записать партию вживую, нужно нажать кнопочку записи (красный кружочек в белом), но сначала сделать вот что. Перейти к окну Song editor и выбрать своё миди-устройство. Для этого нажимаем на кнопке в левой части дорожки, выбираем midi и своё устройство (рис. 6).

Добавляем динамику
Ну, с piano roll-ом всё понятно. Теперь посмотрим что такое дорожка автоматизации. Как и в других редакторах, это - дорожка для изменения какого-то параметра во времени. Допустим, мы хотим сделать изменение высоты (pitch) нашего инструмента TripleOscillator во время проигрывания. Для этого у нас в основном окне редактора должен быть установлен хотя бы один трек автоматизации (automation track, со значком жёлтой «горки»). Потом открываем наш инструмент нажатием на нём один раз и зажав ctrl «тянем» этот контроллер на дорожку автоматизации (рис. 7)

После этого у нас появляется новое событие на дорожке автоматизации. Кликнув по нему 2 раза у нас открывается редактор автоматизации (automation editor), в котором мы «рисуем» изменения высоты (pitch).

Кроме основного окна есть Beat+Bassline editor. Принцип в чём-то схож с Fruity loops, но возможностей явно меньше. Например, невозможно изменять высоту ноты. Он скорее больше подходит для ударных. Итак, мы рисуем в нём пошагово ноты (рис. 8).

Как видно из рисунка, мы «рисуем» ноты для инструмента TripleOscillator, при этом выбран нулевой паттерн (beat/bassline 0). Нажимая на кнопочку Add beat/bassline (зелёный квадратик с плюсиком), мы создаем следующий чистый паттерн (beat/bassline 1, 2 и т.д.). Последовательность их проигрывания мы выстраиваем в основном редакторе (рис. 9).

На рисунке 9 у нас 4 такта играет нулевой паттерн, 3 и 4 такты - первый и нулевой паттерн, а 5 и 6 такты - второй паттерн.
Встроенные плагины и семплы
С левого края совсем неприметно притаилась ещё одна панель с кнопочками. Здесь хранятся встроенные инструменты и семплы LMMS (рис. 10).

Всего доступно 13 инструментов. Помимо синтезаторов здесь есть и плагины другого типа. Например, Audio file processor - это семплер, хотя и довольно примитивный. К слову, все семплы «перетянутые» из браузера семплов, автоматически открываются в Audio file processor-е, то есть носят характер инструмента. Кроме того, есть пару инструментов для загрузки банков некоторых звуковых плат (SF2 Player для SB-совместимых, PatMan - для GUS).

Возможность запускать VST-инструменты тоже есть, правда через свой встроенный плагин VeSTige. Хотя интерфейс и не очень удобный, т.к. приходится загружать dll-файлы инструментов вручную, но работают они довольно сносно.

Из синтезаторов хочу отметить эмуляторы старых звуковых процссоров. Так, BitInvader даёт забавный 8-битный звук, SID - эмулирует процессор компьютера Commodore 64, а PAPU вообще эмулирует звук игровой приставки Gameboy.

Следующая кнопочка открывает браузер проектов (My Projects). Здесь собраны заводские проекты, а также созданные пользователем. Для примера работы LMMS можно зайти в каталог cool_songs и послушать какие треки сочиняют в LMMS.

Во вкладке My Samples находятся встроенные семплы, разбитые по категориям. Ничего сверхьестественного нет, хотя вкладка Drumsynth имеет довольно неплохую библиотеку ударных тоже разбитых по категориям. Хранятся они в формате *.ds.

Вкладка My presets открывает нам доступ к пресетам для встроенных синтезаторов. Всё разбито по инструментам. Причем, если «перетащить» пресет в окно аранжировки, то создастся новый инструмент с этим пресетом. Довольно неплохие звуки сделали разработчики для ZynAddSubFX. Хотя, к сожалению, прослушать их можно, но при перетаскивании появляется ошибка. В результате приходится открывать каждый эффект уже из окна самого плагина.

Две нижние вкладки My Home и Root directory вынесены, судя по всему, для заполнения пустоты. Другого применения я им не увидел.
Микшер, эффекты и сохранение
Микшер тут тоже очень напоминает Fruity loops. Доступно 4 группы (A, B, C, D) по 16 дорожек в каждой - итого 64 и мастер-дорожка (рис. 13).

Справа от регуляторов громкости для дорожек находится ячейка эффектов (Effects chain) куда мы вставляем эффекты, нажимая на Add effect. Доступно несколько десятков встроенных эффектов. Поддержки VST и DX плагинов нет. Интересно то, что система здесь такова, что при создании нового инструмента или другой дорожки для него не создаcтся новой дорожки и его звуковой поток направляется автоматически на общую дорожку Master. Назначать дорожку эффектов мы должны вручную. Открываем нашу дорожку в окне аранжировки. Кликаем по ней, открываются её свойства, теперь и выбираем на какой трек в микшере будет направлен её звуковой поток (рис. 14).

На рисунке 14 мы назначили дорожку 2 в микшере для инструмента bass_hard01.

Для нашего инструмента также можно назачать эффект независимо от микшера. Для этого в её свойствах нужно открыть вкладку FX и там добавить нужные эффекты.

Сохраняются файлы в своём формате mmp или mpt. Есть возможность экспорта в wav файл или в ogg, в mp3 нет.
Заключение
На первый взгляд LMMS - хорошая звуковая студия. Особенно «подкупает» интерфейс похожий на Fruity loops. Но, к сожалению это далеко не Fruity loops. Во-первых, не понравилось то, что он довольно глючный. То ли это сложности портирования под Windows, то ли общие недоработки - неизвестно. Хотя, в общем, создать свой трек с его помощью вполне возможно. Под конец хочу вынести вкратце плюсы и минусы LMMS.

Плюсы:
бесплатный;
поддержка внешних миди-устройств;
своя база семплов, инструментов и эффектов;
неплохие возможности аранжировки и сведения (piano roll, многоканальный микшер с эффектами, автоматизация);
возможность использования VST-инструментов;
возможность импорта и экспорта в некоторые форматы (ogg, flp).
Минусы:
высокая загрузка ЦП и нестабильность;
нет поддержки DX и VST эффектов;
нет поддержки как ASIO, так и стандартных Windows драйверов;
невозможно экспортировать проект в миди файл.


Рис. 7. Главное окно LMMS

Своим названием LMMS подобен знаменитому плейеру XMMS, поэтому человек, впервые услышав про LMMS , может решить, что это еще один плейер. На самом же деле «LMMS » расшифровывается как «Linux MultiMedia Studio». Это программа для создания музыки, а не только барабанных партий. Я помню LMMS с первой версии, когда разработчик сообщал, что-де LMMS – это «наш ответ Cubase ». Однако, на Cubase он вовсе не похож, ни внешним видом, ни функциональностью. Скорее, это свободный аналог Fruity Loops . LMMS – одна из самых красивых музыкальных программ под Linux.
Итак, что же такое LMMS ? Что он дает вам как музыканту, начинающему или профи? Дорожки, на которых можно записывать музыку. Мелодия пишется либо в пианоролле (эдакая таблица, где вы прямоугольниками рисуете ноты), либо в том, что в русском переводе названо редактором ритма/лейтмотива , а в оригинале – beat+bassline editor , то есть «редактор ударных и басов». Этот последний, практически, повторяет редактор паттернов в драм-машине, то есть каждая нота инструмента/дорожки может находиться лишь в одном состоянии – включена или выключена.
Так же, как каждая квартира начинается с двери, всякая программа начинается с установки. LMMS – частый гость в дистрибутивах Linux, куда он входит в уже собранном, бинарном виде. А для установки из исходников вам понадобится Qt3 . Чтобы собрать LMMS на 64-битном дистрибутиве, возможно придется немного подправить скрипт configure, дабы заменить подстроку «$QTDIR/lib» на «$QTDIR/lib64» .

Скорая помощь

LMMS способен использовать VST-инструменты, но такой сборки LMMS вы, пожалуй, не найдете – по лицензионным соображениям. К счастью, собрать LMMS с поддержкой VST можно и самостоятельно. Для этого надо проделать несколько шагов – установить заголовочные файлы libwine , установить Steinberg VST SDK (версий 2.3 либо 2.4 – http://www.steinberg.de/331+M52087573ab0.html), скопировать файлы aeffect.h и aeffectx.h в каталог «lmms-0.2.x/include » и наконец, запустить настройку исходных текстов:

./configure --with-vst

Кроме того, вам понадобятся заголовочные файлы библиотек вывода звука, хотя бы одной из следующих: ALSA, Jack, SDL, OSS. Также нужны библиотеки Ogg Vorbis (большинство сэмплов из комплекта LMMS идут в этом формате), libsamplerate и libsndfile . Для поддержки плагинов LADSPA исходные тексты нужно сконфигурировать с ключом --with-ladspa .
Примечательно, что в исходные тексты LMMS (и в пакетные сборки) включены сэмплы и примеры композиций, причем все это не свалено в одну кучу, а кропотливо отсортировано по тематическим папкам, которые доступны во встроенном в LMMS браузере. Кроме сэмплера, в LMMS включены также пять программных синтезаторов. Пресеты к ним в найдете в том же браузере, в папке Мои предустановки . Звучания этих синтезаторов будет более чем достаточно, если вы пишете музыку в стилях techno, trance или hip-hop, грубо говоря, все то, что можно написать в коммерческом продукте Fruity Loops , который, увы, не выпускается в Linux-версии.
Рис. 8. Вкладка сэмплов. Список «встроенных» звуков.

Тематические папки с сэмплами и пресетами доступны как вкладка эдакой панели управления, которая находится в левой части главного окна LMMS . На вкладках этой панели расположены программные синтезаторы, сэмплы, файловый браузер Мои проекты (отображающий как входящие в состав LMMS песни-примеры, так и сохраненные вами проекты) и файловый браузер общего назначения, просто отображающий вашу файловую систему (Рис. 8 ).
Впрочем, не обошлось и без недочетов. Нигде в LMMS вы не найдете индикатора уровня выходной громкости. Есть индикатор загрузки процессора, а над ним – осциллятор текущей волновой формы. Индикатора же громкости нет. Общей громкостью можно управлять одним-единственным ползунком, причем громкость в нем измеряется в процентах. Иными словами, правильное управление выходной громкостью сигнала отсутствует. LMMS дает возможность включить лимитер, опять-таки общий, который будет гасить перегрузку сигнала, однако никаких опций у этого лимитера нет, присутствует только кнопка в двух состояниях: включено – выключено.
Нет микшера. Громкость дорожки настраивается регулятором рядом с каждой дорожкой. Панорама дорожки доступна только в окне соответствующего дорожке сэмплера или синтезатора, причем в виде двумерного поля с надписью Surround .
Поговорим об инструментах. Любой инструмент в LMMS , будь то сэмплер или синтезатор – это плагин. Когда вы хотите сыграть определенную партию сэмплом, то это осуществляется с помощью инструмента-сэмплера Audiofile Processor (Рис. 9 ).
Который, к слову, обладает возможность зацикливать загруженный сэмпл, то есть создавать из него петлю. Кроме того, одним нажатием кнопки устанавливается режим обратного воспроизведения сэмпла, то есть реверс. Прочие инструменты являются синтезаторами разного назначения. Например, Plucked! Stringsynthesis предназначен для эмулирования звучания струнных. Вот как он красиво выглядит (Рис. 10 ).
Синтезатор Organic позволяет создавать не только звуки электро-органа, но и жесткие техно-клавиши – надо только не забывать о наличии кноба Dist (от distortion – искажение) (Рис. 11 ).
Еще один синтезатор – Triple Oscillator – не специализируется ни в чем, поэтому область его применения очень широка (Рис. 12 ).

Каждый синтезатор появляется с стандартном окне с несколькими вкладками и клавиатурой внизу, на которой можно сразу же опробовать инструмент. На первой вкладке (plugin ) доступен интерфейс синтезатора. Вторая вкладка – управление фильтрами обработки сигнала, поступающего от синтезатора, а также такими его параметрами, как атака, затухание и тому подобное. Третья вкладка дает возможность включить воспроизведение аккордами и арпеджио – здесь радует огромное количество пресетов. Наконец, на вкладке MIDI можно настроить взаимодействие инструмента с MIDI-устройствами.
Рис. 13. Automation editor.

Теперь о важном касательно синтезаторов – почти каждый их параметр может быть автоматизирован, для чего служит редактор автоматизации. Чтобы вызвать его, надо нажать правую кнопку мыши на элементе управления и выбрать в контекстном меню пункт Open in automation editor (в момент написания этих строк он еще не был переведен на русский).
В этом редакторе вы можете карандашиком рисовать изменения выбранного элемента управления на временной шкале. Таким образом можно динамически изменять, допустим, громкость инструмента на протяжении нужного вам отрезка времени, либо влиять на звучание синтезируемого звука. Наличие автоматизации такого уровня говорит о высоком классе LMMS среди прочего звукового ПО, будь то для Linux, Windows или MacOS.
LMMS вообще производит хорошее впечатление уже с самого начала. Редкая программа в первых версиях имеет такой цельный и, я бы сказал, модный графический интерфейс. Разработчикам пришлось для него много рисовать и программировать, ведь в LMMS используется большое количество нестандартных виджетов, которых в Qt просто нет – взять хотя бы фортепианную клавиатуру.
Интерфейс LMMS на первый взгляд кажется сыроватым – вероятно, из-за большого размера кнопок и некоторых других элементов управления, но потом взгляд привыкает. Кроме того, нельзя отрицать простоту использования LMMS – если, конечно, вы сталкивались ранее с подобными программами, той же Fruity Loops . Дружественность интерфейса LMMS играет очень важную роль – программу можно освоить методом «тыка». Научный «тык» необходим, поскольку за два года существования LMMS никто не удосужился написать к нему документацию. Некоторые элементы интерфейса снабжены контекстной подсказкой, но она не может заменить полноценное руководство. На сайте LMMS есть Wiki с информацией по LMMS , однако, она тоже не может претендовать на звание документации. Плохо освещены даже основные рабочие характеристики LMMS . Непонятно, какова разрядность внутреннего микширования – 16, 32, 64 бита? Как действует встроенный лимитер? Что за кнопка «высокое качество» , на что именно она влияет? Где доступ к плагинам LADSPA, если я собрал LMMS с поддержкой этой технологии?
В LMMS есть импорт песен от Fruity Loops . В Wiki такая возможность заявлена как планируемая. Я нашел у себя в закромах собственные, древние композиции, написанные во Fruity Loops , и попробовал их импортировать. В самом деле, импорт некоторым образом работает – загружаются дорожки с нотами, но все дорожки (и с сэмплами, и синтезаторные) трактуются LMMS как дорожки для инструмента Audio File Processor . Кроме того, после импорта вам придется заново назначать инструментам сэмплы, но это уж не вина LMMS – ведь у Fruity Loops свои инструменты, сэмплы. А в файлах Fruity Loops хранятся, грубо говоря, только мелодии.
Еще в LMMS есть импорт MIDI, он тоже работает – сходным образом с импортом Fruity Loops , то есть после импорта вы получаете дорожки с партиями, а уж забота по распределению для них инструментов ложится на ваши плечи.

Сэмпл или образец?

Пользуясь случаем, немного покритикую русский перевод LMMS . Вкладку «Мои образцы» , где находятся сэмплы, можно было бы перевести как «Мои сэмплы» – так понятнее, ибо слово «сэмпл» уже прижилось в околомузыкальной среде, и никто не говорит про сэмплы – «образцы».
Я сам противник вливания в язык иностранных слов, но слово «сэмпл» так же привычно, как, например, слово «джинсы». И хотя «jean» переводится просто – «плотная хлопчатобумажная ткань», мы говорим «надел джинсы», а не «надел плотную хлопчатобумажную ткань». На худой конец, можно использовать вместо «сэмплы» слово «звуки», однако не «образцы». Образцы выставляют в витрине или привозят на выставку.

Впечатления от LMMS следующие. Разработчики мало внимания уделяют общему, однако много – частному. Частное – допустим, есть окно «Заметки» с текстовым редактором, куда вы можете добавлять какие-то свои заметки к проекту. При этом текст не простой, а с оформлением – доступно меню для его форматирования и раскраски разными цветами. Это очень здорово, но почему такая, в принципе, второстепенная для музыки штука реализована, а индикатор громкости – нет? Я понимаю, что при микшировании LMMS все равно рубит громкость на нуле децибел, но мне нужно видеть уровни громкости и иметь возможность наглядно ими управлять. Однако должен признать, что программ такого класса и возможностей, как LMMS , довольно мало. Более того, под Windows у LMMS есть только коммерческие аналоги – FruityLoops и Orion .
Что до аналогов Hydrogen под Windows, то я давно не видел в этой системе драм-машин, которые не сделаны в виде плагинов. Помню, Steinberg одно время выпускала «отдельную» программную драм-машину BBox со славным набором сэмплов. Вот Hydrogen по ощущению работы больше всего похожа на этот BoomBox , хотя возможностей у Hydrogen больше.
Остается прибавить, что следуя добрым традициям Linux, Hydrogen и LMMS распространяются под лицензией GPL, и денег за свои продукты разработчики не берут. И в какой-нибудь другой стране, где пиратства, условно говоря, нет, музыкант-любитель вполне может позволить себе работать под Linux с хорошим набором софта, не тратя на это ни одной заграничной копейки (кроме как на скачивание из Сети).