Задаете ли вы вопросы на конференции. Научные конференции для чайников: тезисы и выступления. Вопросы для интервью — только верхушка айсберга подготовки

Важной частью презентации были и остаются ответы на вопросы участников. Эта часть может уничтожить все труды презентатора, а может спасти не слишком удачную презентацию. Ваши ответы на вопросы должны добавить вам несколько баллов, а не отнять. Для этого мы изучим основные принципы ответов на вопросы, которые помогут вам отвечать более успешно, чем вы это делаете сегодня. Итак,

Принцип первый: Ответы на вопросы - не экзамен

Почему-то сложилась ошибочная установка, что презентация - подобие некоего испытания. И испытуемый обязан быть на высоте в каждом задании. Выражения лиц участников презентации смутно напоминают мне студенческие годы и лица моих экзаменаторов. Да и выступающий с презентацией зачастую своим видом напоминает студента на экзамене. Пора понять, что студенческие годы закончились. Вы выступаете перед аудиторией, которая знает о предмете презентации меньше вашего. Иначе бы вы презентации не готовили. Их вопросы имеют целью не проверку вашей компетентности, а уяснение для себя некоторых моментов, которые важны им для принятия важного решения. Кстати, когда вы сами будете в зале на чужой презентации, не забудьте того, что только что прочитали.

Что следует из первого принципа ответов на вопросы?

  1. Вы не обязаны знать всего. И даже не обязаны знать всего по теме презентации. И вы имеете полное право не только не знать чего-то, но и прямо заявить об этом. При этом не нужно жеманиться, смущаться и извиняться. Сильный человек никогда не боится признаться в своих недостатках. Этого боится слабый. Аудитория на презентации скорее склонна простить презентатору некомпетентность, чем слабость.
  2. Вы не обязаны отвечать на все вопросы, даже если знаете ответ, но по каким-либо причинам давать его не в ваших интересах. Дело другое, что ответ «Я не хочу отвечать на ваш вопрос» звучит несколько оскорбительно. Найдите более дипломатичную форму. Например, «У меня сейчас нет информации по этому вопросу…» или «Мне не хотелось бы выдавать непроверенную информацию…». Если спрашивающий настаивает или если вы уже восьмой раз отвечаете, что и по этому вопросу у вас недостаточно информации, запишите вопрос и пообещайте задавшему его, что свяжетесь с ним в течение 24 часов и сообщите ответ. Попросите его визитку или запишите его номер телефона.
  3. Вы имеете право переадресовывать вопрос другому специалисту, например, находящемуся на презентации. Или отсылать спрашивающего к источнику информации (отчету, сайту, книге), где он может найти развернутый ответ на свой вопрос.

Согласитесь, это совсем не похоже на экзамен.

Принцип второй: Не наказывать за вопрос

Если вы хотите, чтобы вопросы продолжали поступать, а их тональность не была агрессивной, никогда не наказывайте за вопрос. Что я понимаю под наказанием за вопрос? Отвечаю:

  • недовольную гримаску или закатывание глаз;
  • ответ «У вас устаревшие данные» или «У вас неверные источники информации»;
  • оскорбительно-назидательное «Вы всегда так витиевато выражаетесь?»;
  • оскорбительно-оскорбительное «Чушь!».

Не удивляйтесь, даже последние два еще встречаются во время проведения презентаций. Что происходит дальше? Часть сидящих в зале, не желая попасть под раздачу, прекращает попытки задать вопрос презентатору. Другая же часть, раззадоренная подобными реакциями, начинает бодаться с презентатором, и выступление его превращается в перепалку с аудиторией. Если он этого хотел добиться, то он молодец. Если же ему нужна была благосклонность аудитории, то он невежда.

Принцип третий: Поощрять вопросы

Третий принцип вытекает из второго и довольно предсказуем. Что значит поощрять вопросы? Отвечаю:

  • удивленное, восхищенное выражение лица при выслушивании вопроса, округление глаз, открывание рта;
  • выражение благодарности за вопрос словами или даже просто взглядом, легким поклоном;
  • комплимент задавшему вопрос в виде оценки его компетентности, оригинальности взгляда на проблему, эрудированности… и так далее.

Неудивительно, что вопросы к презентатору, ведущему себя подобным образом не иссякают, а тональность этих вопросов постепенно приобретает все большую доброжелательность.

Принцип четвертый: Оценивать вопросы

Возможно, кто-то из читателей данной статьи догадался, что речь идет об этом всем уже надоевшем обороте «О, хороший вопрос!». Я бы как раз хотел предостеречь от его использования. Это трюк дешевый, и кроме раздражения ничего не вызывает. Замечено, что выступающий так оценивает самые скверные, самые неудобные ему вопросы. И его выражение лица об этом ясно говорит. Как же оценивать вопрос? Прямо с ходу записываю десяток тех оценок, что придут мне в голову сразу:

  • «Какой необычный вопрос!»
  • «Вы задаете очень актуальный вопрос…»
  • «О, какой неожиданный вопрос!»
  • «Какой приятный вопрос!»
  • «Смелый вопрос»
  • «О, наконец, прозвучал этот долгожданный вопрос!»
  • «Оригинальный вопрос»
  • «Красивый вопрос»
  • «Это блестящий вопрос»
  • «Сильный вопрос»

Тут можно привести еще десяток, но мне нужно сказать об одной вещи, возможно, неожиданной. Замечали ли вы, что иногда женщине приятно, когда подруги говорят ей с осуждением, смешанным с восхищением: «Ну ты и стерва!». «Да, я такая!» - не без гордости отвечает она. Так вот, представьте, что задающему бывает приятно получить и негативную оценку вопроса. Получив ее, он может даже победно оглядеть аудиторию и будет стремиться задать еще один вопрос. Как можно негативно оценить вопрос и выиграть от этого? Приведу десяток негативных оценок, которые с ходу придут мне в голову:

  • «Острый вопрос»
  • «Да у вас просто провокационный вопрос!»
  • «Шокирующий вопрос»
  • «Неожиданный вопрос»
  • «Это вопрос, который я меньше всего хотел слышать»
  • «Запоздалый вопрос»
  • «Вы задаете жесткий вопрос»
  • «Ваш вопрос с подковыркой»
  • «Какой хитрый вопрос!»
  • «Ваш вопрос - скорее не вопрос, а протест»

И тут можно привести еще десяток вариантов. Но мне нужно сказать о следующем.

Важно, чтобы оценка вопроса, неважно, позитивная или негативная, была искренней. Оценивая вопросы, вы закрепляете за собой позицию хозяина презентации. Ведь именно хозяин, старший, главный пользуется привилегией давать оценки.

Принцип пятый: Отвечать всем

Типовая ошибка при ответе на вопрос - давать ответ только задавшему его. Важно понять, что вопрос задал не человек, его задала аудитория устами этого человека. Возможно, очень многие хотели бы задать подобный вопрос, да он их опередил. Поэтому, получив вопрос, отвечайте всем сидящим в зале. Поддерживайте зрительный контакт со всеми, старайтесь по выражениям лиц и реакциям почувствовать, всем ли понятно то, что вы говорите. Время от времени встречайтесь глазами с задавшим вопрос и сверяйтесь с ним. Вы увидите, не отошли ли вы в сторону, правильно ли вы поняли вопрос, то ли сейчас он слышит, что хотел услышать.

Принцип шестой: Управлять поступлением вопросов

Помните, что на презентации вы - хозяин. И как хозяин несете ответственность за все происходящее. Не позволяйте аудитории устраивать базар. Это всегда происходит, когда презентатор оказывается неспособен управлять залом или просто отказывается от управления. Например, он, сказав последние слова в презентации, замолкает и смотрит в зал. Выждав несколько секунд, кто-то поднимает руку, а кто-то выкрикивает вопрос с места. Презентатор отвечает на тот вопрос, что прозвучал. Тот же человек задает тут же другой вопрос, и презентатор отвечает на него. Тут державший руку устает и, видя, что этим ничего не добиться, тоже выкрикивает вопрос. Презентатор отвечает на него. Тут несколько человек выкрикивают вопросы. А кто-то начинает отвечать кому-то за презентатора. Несколько участников презентации пытаются вести себя как воспитанные люди (как правило, это женщины) и держат поднятые руки. Презентатор их не замечает или делает вид, что не замечает. Постепенно базар начинает всех утомлять и раздражать. Эти эмоции переносятся на презентацию и на самого презентатора. Рано или поздно кто-то из аудитории берет на себя функцию презентатора и предлагает всем прекратить балаган, сделать перерыв, послушать выступающего, разойтись по домам (нужное подчеркнуть).

Правда, знакомая ситуация? Ни в коем случае, ни на секунду не позволяйте аудитории на презентации перехватывать у вас управление. Могу сразу сказать, что если на вашей презентации окажутся ваши начальники, так и знайте, они будут постоянно забывать, что находятся не у себя в кабинете, и пытаться рулить вами. Деликатно, но настойчиво пресекайте эти попытки. У меня на тренингах иногда проходят обучение топ-менеджеры вместе со своими подчиненными. Я невольно улыбаюсь, когда слышу от них фразы, ясно указывающие на то, что они не совсем понимают контекст ситуации: «Ну что, давайте сделаем перерывчик», «Так, ну с этой темой все понятно, давайте дальше», «Давайте это упражнение подсократим» и так далее. Иногда в шутку, иногда всерьез мне приходится расставлять точки над i. Как правило, со второго раза все становится ясно.

Как же управлять поступлением вопросов?

Во-первых, чтобы облегчить себе задачу, сразу установите правила игры. Например, вопросы подаются только в письменном виде. Или желающий задать вопрос должен поднять руку. В этом случае вы сами должны в точности следовать этим правилам. Одно нарушение с вашей стороны, и уже ничто не прекратит балагана. Если попытки задать вопрос не по регламенту продолжаются, не вредно напомнить о тех правилах, соблюдать которые договорились все участники презентации. Если договорились, что о желании задать вопрос необходимо заявить поднятием руки, давайте возможность высказаться только тем, кто поднял руку.

Во-вторых, если поднято несколько рук, приоритет женщинам, старшим и тем, кто еще не задал ни одного вопроса. Даже без слов, одними руками и выражением лица вы можете управлять залом, будто говоря: «Я вас вижу, но давайте дадим возможность задать вопрос тому, кто давно держит руку. Хорошо? Спасибо, это очень благородно с вашей стороны». Или: «Вижу, что вам не терпится задать вопрос, сейчас я отвечу вот этому коллеге, а потом сразу же дам слово вам. Идет?».

В-третьих, стимулируйте поступление вопросов. Самый бездарный вариант: «Ну что ж вы так пассивны? Неужели ни у кого нет вопросов? Ну давайте, давайте…». Эдак вопросов можно вообще не дождаться. Лучше вариант, сопровождаемый доброжелательным взглядом: «Итак, вопросы. Смелее». Если ситуация позволяет, можно и пошутить: «Не все сразу!».

В-четвертых, отвечайте только на вопросы. Не ввязывайтесь в перепалки. Не давайте ответ на суждения или выражения сомнения. В таких случаях всегда уточняйте у говорящего, в чем заключается его вопрос. Если этого не делать, презентация грозит превратиться в дискуссию. Причем презентатору в этой дискуссии может не найтись места.

В-пятых, получив слишком частный вопрос, обсуждение которого будет неинтересно аудитории или потребует сообщения конфиденциальных данных, предлагайте обсудить его отдельно с задающим по окончании презентации. Это всегда вызывает понимание в аудитории. Если кто-то крикнет из зала: «Отвечайте, отвечайте, нам тоже интересно», - помните, он говорит только за себя.

В-шестых, сами решайте, когда ответы на вопросы пора прекратить. Лучше прекратить отвечать на еще поступающие вопросы, чем минуты две хлопать глазами в ожидании, не появится ли еще вопросик, и свернуть презентацию по факту истощения к ней интереса. Опирайтесь на заявленный регламент. Если вы сказали, что отвечать на вопросы будете не более 10 минут, то через 10 минут завершайте эту часть выступления. Если вы чувствуете, что это нецелесообразно, можете по согласованию с аудиторией продлить это счастье еще минут на пять. Но только по согласованию с аудиторией! Если же регламент требует прерваться, а вопросы не иссякли, предложите задать вам оставшиеся вопросы в ходе неофициальной части, по электронной почте, телефону, при личной встрече после презентации. Разумеется, тут вы должны оставить канал для дальнейшей связи с вами. Надеюсь, после ваших презентаций от желающих воспользоваться таким каналом отбоя не будет.

Принцип седьмой: Отвечая на вопрос, быть кратким

Моя практика показывает, что если презентатор превращает ответ на вопрос в лекцию, если отвечает слишком долго и развернуто, поток вопросов тут же оскудевает. Каждый понимает, что если задаст все вопросы, которые собирался, сегодня домой уже никто не попадет. Получив вопрос, давайте настолько краткий ответ, насколько это возможно. Но знайте меру! Простое «да» или «нет» вряд ли устроят аудиторию.

Кстати, будет правильно, если вы и от задающих вопросы будете требовать краткости. Не грех попросить повторить вопрос. При повторении, как правило, вопрос становится более лаконичным. Если вы это сделаете раз-другой, следующие постараются сначала сформулировать вопрос в краткой, понятной форме и лишь потом поднимут руку.

Принцип восьмой: Слушать до конца, над ответом думать

Если хотите уважительного отношения к себе со стороны аудитории, проявляйте это уважение первым. В частности, это может выражаться в том, что вы не перебиваете задающего вопрос, а слушаете его до конца. Если даже вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса, - не перебивайте спрашивающего, не начинайте отвечать, не дослушав, не торопите его. В крайнем случае, если он уж слишком многословен, можно жестом и мимикой показать, что пора переходить к сути. Можете даже сказать: «Итак…» или «Таким образом…» с повышающейся интонацией. Это требование не относится к тем моментам, когда вместо вопроса звучит откровенное самовыражение якобы задающего вопрос. В этом случае вы имеете полное право от имени аудитории и от себя лично попросить сформулировать именно вопрос, а не суждение. Часто меня спрашивают, делать ли паузу перед ответом, или лучше отвечать тут же. Ответ таков. Даже если вы, как только начал звучать вопрос, не только знаете, о чем вас спрашивают, но вдобавок знаете, что отвечать, то и в этом случае воздержитесь от поспешности и сделайте небольшую паузу перед ответом. Спросивший, да и вся аудитория будут чувствовать, что вы обдумываете ответ, а значит, относитесь к нему с должным уважением. Продолжительность паузы может колебаться. В конце концов, вы можете действительно обдумывать ответ. Или обдумывать, как от вопроса уйти.

Принцип девятый: Уточняйте, если вопрос непонятен

Пожалуйста, не отвечайте на вопрос, если не поняли, о чем вас спрашивают. Это все равно не удовлетворит ни вас, ни аудиторию, ни спрашивающего. Вы имеете полное право уточнять до тех пор, пока не станет абсолютно понятно, что от вас хотят слышать. Для этого вы можете попросить повторить вопрос, сформулировать его иначе. В конце концов, вы можете спросить: «Правильно ли я вас понял, что вопрос заключается в следующем…?». Если вы даже поняли вопрос, но не уверены, что вопрос понят аудиторией, переформулируйте заданный вопрос таким образом, чтобы вещи, понятные только задавшему вопрос и вам самому, стали так же понятны и аудитории. Презентацию вы проводите не для себя, а для людей, сидящих в зале. Поэтому их интересы должны быть приоритетными. Исходя из этого, если вы не уверены, что вопрос был достаточно хорошо услышан всеми сидящими в зале (из-за акустики, особенностей звукоусилительной аппаратуры или голоса говорящего), повторите его так, чтобы слышали все. Аудитория будет вам за эти знаки внимания очень благодарна.

Принцип десятый: Не начинайте со слова «нет»

Знайте, что когда вы начинаете ответ с этого слова, задавший вопрос уже слушает вас скептически. Это будто закрывает его уши, и он не слышит важный вещей, о которых вы говорите после этого слова. Но как быть? Начать со слова «да». А дальше? Давайте перенимать женские уловки. Женщины - весьма эффективные коммуникаторы. Допустим, некий мужчина добивается некоей близости с некоей женщиной. По неким своим соображениям женщина не склонна уступить, однако хочет, чтобы мужчина продолжил ухаживания. Как грамотно ответить такому мужчине, если в условиях задачи сказано, что первое слово должно быть «нет»? Правильно, «Нет, не сейчас», «…не здесь», «…не так» и прочая, и прочая, и прочая. Заметьте, ее «нет» относится не к сути предложения, а к обстоятельствам. Так и мы, отвечая на неудобный вопрос, естественный ответ на который - «нет», должны привыкать начинать со слова «да». Но слово это будет относиться не к сути, а к обстоятельствам. А потом можно начинать разбираться. Например:

  1. - Вы что, алкоголик?- Да, у меня действительно цвет лица, по которому можно так подумать. На самом деле у меня просто кровеносные сосуды расположены близко к поверхности кожи. Вот и создается такое впечатление. Зато я не краснею.
  2. - Правда, что вы сидели?- Да, я не удивляюсь вашему вопросу. Мои политические конкуренты постарались, чтобы такой слух распространился как можно шире. Хотя если есть у нас в стране справедливость, то сидеть должны они.
  3. - Ваша компания провалила тендер. Кто-нибудь понес наказание?- Да, вы правы. Всякая уважающая себя компания должна делать выводы из каждого проигрыша, чтобы в перспективе победить. Однако в нашем случае заказчик предпочел работать со старым, хорошо известным партнером. Разве здесь может идти речь о вине и наказаниях?
  4. - Нововведения, о которых вы говорите, вряд ли нам помогут. Есть у вас другие варианты?- Да, на первый взгляд эти перемены не кажутся радикальными. Но давайте разберем последствия только по первому пункту. Смотрите…

Принцип одиннадцатый: Проводите профилактику

Если вы предполагаете, что после вашей презентации могут быть заданы трудные, острые, неудобные вопросы, вы можете сделать прививку. Каким образом? Например, когда предложите аудитории перейти к вопросам и ответам, сделайте это фразой: «А теперь вопросы. И, если можно, поострей». Или: «Не стесняйтесь задавать острые или даже провокационные вопросы. Мы здесь для того и собрались, чтобы разобраться с этой темой без лишних предосторожностей». Если позволяет ситуация, то можно и так: «А теперь вопросы. Особая благодарность тем, кто задаст вопросы каверзные». И что? А то, что задающий острый вопрос уже выступает вашим союзником, ибо выполняет вашу просьбу задавать острые вопросы. Часто слушатели спрашивают: «А можно неострые тоже задавать? Ну, в смысле, тупые…». А иногда даже оправдываются: «Возможно, мой вопрос недостаточно каверзный, но я хотела бы спросить…». Обычно это веселит аудиторию и снимает напряжение.

Принцип двенадцатый: Делайте подсады

Когда вы ходили в цирк (а может, ходите и сейчас), вы замечали, что в некоторых фокусах или акробатических номерах участвуют и зрители. Чаще всего это так называемые «подсады». Специально подготовленные люди из цирковых, с которыми этот номер поставлен и отрепетирован. Они располагаются среди зрителей и ничем себя не выдают до момента, когда наступает их звездный час.

Этот фокус часто используется и на митингах, когда расставленные по площади тут и там люди из штаба выступающего политика выкрикивают в нужных местах реплики одобрения и инициируют бурные аплодисменты. На вашей презентации вы тоже можете устроить подсаду. Попросите кого-нибудь из известных вам людей задать для затравки первый вопрос. Или тот вопрос, на который у вас заготовлен ловкий, выигрышный ответ. Если в зале только незнакомые вам люди, познакомьтесь непосредственно перед презентацией с кем-то из них и обратитесь с той же просьбой. Я не помню случая, чтобы кто-то отказал. Если же с подсадой не получилось, вы можете сами себе стать подсадой. Если есть вопрос, на который вам хотелось бы ответить, скажите: «Если бы я был на вашем месте, я бы обязательно спросил…», или «Часто мне задают такой вопрос…» или «Когда я рассказал моим коллегам о том, что буду сегодня говорить с вами на эту тему, они меня тут же спросили…». Говорят, Владимир Маяковский блестяще отвечал на вопросы из зала. На его выступлениях были аншлаги. Несколько раз переиздавался сборник наиболее удачных ответов Маяковского на различные вопросы. Подозреваю, здесь тоже не обошлось без подсад. Особенно если учесть, что большинство вопросов, на которые отвечал Владимир Маяковский, были в записках.

Принцип тринадцатый: Угадывайте вопросы

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! - воскликнет какой-нибудь читатель, - Допрыгались до мистики и парапсихологии! Шутка ли дело - угадывать вопросы!». «А вот и не мистика!» - хотел бы ответить автор. Без всякой мистики специалисты по публичной коммуникации президента Соединенных Штатов угадывают 70-80 процентов вопросов, которые поступят на пресс-конференции. Понятно, что именно на эти вопросы президента готовят отвечать. Подбирают мимику, жест, подходящую цитату из классики, остроту не бородатую. И президент выглядит отлично. А ведь это пресс-конференция, где всякий журналист стремится не только информацию получить, но и себя показать. Когда же вы готовите презентацию, вы без всяких специалистов из администрации президента легко можете предугадать более половины вопросов, которые могут быть вам заданы. Припомните, чтобы вы хоть раз пытались эти вопросы угадать и придумать к ним подходящий ответ. С шуткой, цитатой или поразительными цифрами, воспроизведенными наизусть. Вспомним выступления на пресс-конференциях президента России. До сих пор не могу забыть, как он легко и непринужденно назвал заработную плату майора Вооруженных Сил, проходящего службу в Хабаровском крае. При этом разложил сумму на оклад, надбавки за выслугу лет и регион прохождения службы. Понятно, что если бы его попросили то же самое исполнить в отношении мичмана Морского Флота, проходящего службу в Калининградской области, он вряд ли припомнил бы данные. А ведь вопрос был не в этом. Речь просто шла о реформе Вооруженных Сил. Но я помню, какой эффект произвела эта фраза насчет зарплаты майора. Было впечатление, будто президент в курсе даже таких мелочей. Хотите выглядеть компетентным специалистом - готовьтесь к ответам на вопросы, угадывайте, какие из них могут быть заданы после вашей презентации.

Вот тринадцать принципов ответов на вопросы, следуя которым вы обеспечите еще более сильное позитивное впечатление, чем то, которое вызвала сама ваша презентация.

Сегодня я хочу открыть вам секреты интервью Познера , рассказать о лучших радиоинтервьюерах планеты и показать истинную цель интервью, которая в корне изменит ваш подход к работе .

Зачем вы берете интервью?

Как ни странно, но главная ошибка начинающих радиожурналистов заключается в том, что они знают о госте слишком много. Вы читаете массу статей, выбираете интересные факты биографии, а потом создаете документ Word с вопросами, на которые сами в общем-то можете ответить лучше гостя.

Это скучно!

Подобных переливаний из пустого в порожней – в каждом печатном издании, интернет и вовсе засорен информацией, которая ничего нового не дает. Вывод: результатом вашего интервью должна стать новость, а главным качеством – полезность. Если ваше мастерство, личные качества, вопросы сумели подвести героя к новости, к тому, что еще никто не знает – вот это действительно профессионализм, поэтому главное перед интервью – определить для себя, что нового вы хотите узнать о человеке. Как правило, в помощь приходят вопросы философского плана, дальнейшие планы на будущее нужно забыть как страшный сон. Вам в помощь удивительная находка. Так называемый опросник Пруста.

Опросник Пруста

Справка

Марсель Пруст - один из самых значительных писателей XX века. Его Основное произведение - семитомная эпопея «В поисках утраченного времени».

В конце 19 века Марсель заполнил анкеты, ответы на которые до сих пор считаются самыми оригинальными из существующих. Их ценность настолько велика, что во второй половине XX века на телевидении многих стран мира телеведущие, приглашающие известных людей, в конце встреч задавали им вопросы из этого опросника. В нашей стране вопросы из анкеты Пруста гостям задает Владимир Владимирович в каждом выпуске программы «Познер». Ниже я привожу некоторые вопросы и ответы, которые могут вам пригодиться в процессе работы над интервью с известным человеком.

Ваша самая характерная черта? Жажда быть любимым, а точнее, быть обласканным и избалованным, скорее чем служить предметом восхищения.

Какова Ваша мечта о счастье? Боюсь, что она недостаточно возвышенна, к тому же боюсь разрушить её словами.

Что Вы считаете самым большим несчастьем? Никогда не знать мою маму или бабушку.

Каким Вы хотели бы быть? Самим собой - тем, кем меня хотели бы видеть люди, которыми я восхищаюсь.

В какой стране Вам хотелось бы жить? В той, где мои желания сбывались бы, словно по волшебству, и где чувство нежности всегда было бы взаимным.

Ваш любимый цвет? Красота заключается не в одном цвете, а в их гармонии.

Ваши любимые писатели? Сегодня это Анатоль Франс и Пьер Лоти.

Ваши любимые поэты? Бодлер и Альфред де Виньи.

Любимый литературный герой? Гамлет.

Любимые герои в реальной жизни? Месье Дарлю, месье Бутру.

Любимая героиня в истории? Клеопатра.

Что вы больше всего ненавидите? То дурное, что есть во мне.

Исторические персонажи, которых Вы презираете? У меня недостаточно познаний, чтобы дать ответ на этот вопрос.

Какой момент в военной истории Вы цените больше всего? Когда я записался в добровольцы!

Реформа, которую вы цените особенно высоко? ----

Способность, которой вам хотелось бы обладать? Сила воли и умение очаровывать.

Как Вы хотели бы умереть? Став лучше, чем я теперь, и любимым.

Ваше состояние духа в настоящий момент? Досада, что пришлось так долго размышлять о себе, чтобы ответить на все эти вопросы.

К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение? К тем, которые мне понятны.

На эти вопросы Пруст отвечал, когда ему было 20 лет.

Небольшие подсказки

Узнать о секретах интервью вы можете Добавлю лишь несколько моментов, с которыми мне приходилось сталкиваться лично. Никогда не начинайте интервью с лести, даже если она и будет правдой. Не говорите, что для вас честь брать интервью у такОООй персоны, что она замечательно выглядит и ей идет наряд, в котором она пришла. Знаменитости слышат это каждый день и зачастую от людей, который абсолютно не желают им добра. Постарайтесь быть со звездой на равных, пусть интервью пройдет в форме беседы двух личностей, а не звезды и плебея. Обязательно покажите смонтированную версию интервью вашему гостю за пару дней до выхода в эфир, будьте честны и не пытайтесь показать, что вы умнее, поэтому что ваши вопросы звучат навороченее ответов гостя.

Лучшие интервью 20 века

  • John Lennon interviewed by Jann S Wenner
  • Diana, Princess of Wales interviewed by Martin Bashir
  • Richard Nixon interviewed by David Frost

Прослушать интервью можно на страничке Guardian - http://www.guardian.co.uk/theguardian/series/greatinterviews Обратите внимание на вопросы, которые задают журналисты и их манеру общения со звездой. В конце можете ответить на вопрос, узнали ли вы что-нибудь новое!

Юлиана Романова

P. S. Комментирование приветствуются:)

Любому выступающему так или иначе приходится сталкиваться с необходимостью расшевелить аудиторию, подготовить ее к выступлению, взбодрить или настроить на определенный лад.

Грамотный докладчик понимает, что просто выйти и начать рассказ - это удел новичков, а опытному спикеру надо познакомиться с аудиторией, завладеть вниманием, подогреть интерес, чтобы выступление запомнилось и вызвало положительные эмоции у слушателей.

Также часто бывает сложно бороться с внешними обстоятельнствами: первый доклад ранним утром, выступление перед обедом, когда все думают только о буфете, или, наоборот, после обеда, когда все сонные и расслабленные.

Самый простой способ расшевелить аудиторию - задать ей вопросы. Но ведь нет ничего более обескураживающего, чем ответное молчание, поэтому даже простые вопросы нужно задавать грамотно.

В этом посте - три типа вопросов, которые я за свою практику выступлений нахожу наиболее действенными. Буду рада услышать ваши примеры в комментариях!

Для гарантированного отклика лучше использовать закрытые вопросы, а когда аудитория уже подогреется, можно задать и парочку открытых.

Закрытые - это те, которые предполагают ответ «да» или «нет». Открытые, соответственно, это такие, на которые можно ответить миллионом разных неодносложных ответов, они начинаются с вопросительных местоимений типа «как?», «что?», «сколько?», «зачем?», «почему?» и так далее.

Вопросы на знакомство

Для начала выступления лучше всего подходят вопросы, не требующие от участников ответа голосом: на них проще всгео ответить, они не требуют от участников серьезного персонального усилия. Так, например, вопросы в стиле «Поднимите руки те, кто…» гораздо более комфортны для аудитории, чем те, на которые надо встать и ответить индивидуально.

Кроме поднятия рук можно использовать вопросы, на которые можно ответить привычным жестом:

  • Начинающиеся со слова «сколько?» - попросите участников показать число пальцами.
  • Вопросы на да/нет - можно попросить участников выразить согласие или несогласие с каким-либо утверждением, показав большим пальцем вверх/вниз.

Какие вопросы подходят для знакомства с аудиторией?

Для знакомства с аудиторией рационально использовать вопросы, ответы на которые помогут выступающему в дальнейшем.

Что вы хотите узнать о ваших слушателях? Насколько они близки вашей теме? Каков их профессиональный профиль или стаж? Из каких они городов?

  • Для выступления на профессиональной конференции часто используют вопросы, чтобы узнать, кто в каком бизнесе работает (B2B, B2C) или в какой роли (специалист, руководитель, владелец бизнеса, фрилансер и т.п.).
  • Для студенческой аудитории аналог такого вопроса - кто где учится (из каких ВУЗов, с каких факультетов, на каком курсе).
  • Также популярны вопросы на тему использования тех или иных продуктов/инструментов. Например, на конференции о мобильных приложениях уместным будет вопрос «Каким смартфоном вы пользуетесь? Поднимите руки, у кого iPhone? А у кого Android?».

Вопросы-пристройки

Они покажут участникам, что вы заботитесь о том, как они себя чувствуют. И, как следствие, расположат их к вам, поставят вас на один уровень с ними.

Подумайте над наиболее частыми ситуациями комфорта/дискомфорта, которые сопровождают участников. Наверняка это простые человеческие вещи: кто-то не выспался, а кому-то некомфортно от того, что он пришел один и никого не знает.

Начните с закрытых вопросов на поднятие руки и присоедините ответ аудитории к своему собственному опыту и эмоциональному состоянию:

  • Кто первый раз на конференции? А кто уже не первый раз? Я часто выступаю, но на этой конференции я тоже впервые, поэтому меня раздирает такое же любопытство с примесью скептицизма, как и многих из вас.
  • Кто сегодня встал позже 9 утра? А с 8 до 9 утра? А раньше 8? Раньше 7? Вижу, многие встали рано, чтоб приехать на конференцию, наверное вы хотите спать. Я попробую рассказать свой доклад так, чтобы вам было интересно и никто не пожалел, что пришлось так рано вставать!

Вопросы по теме выступления

В моей практике безотказно работает метод трехуровневого вопроса для создания интриги. По сути это три закрытых вопроса в стиле «Поднимите руки те, кто…», и каждый из них по-разному соотносится с темой. Но самое главное - отклик на эти вопросы заранее планирует сам спикер.

  • 1 вопрос - кажущийся несвязанным с темой, на который могут ответить положительно максимум участников.
  • 2 вопрос - уже более связанный с темой, на который могут ответить положительно большая доля участников.
  • 3 вопрос - связанный с темой, на который гарантированно смогут ответить положительно очень малое количество участников, в идеале - почти никто.

В качестве примера приведу три вопроса, которые я любила задавать на презентации AIESEC для студентов. Работало на «отлично» в разных условиях и разных странах.

Так, например, в Македонии цель такой презентации была рассказать о возможностях молодежной организации для студентов с особым акцентом на международность, стажировки за рубежом, общение с иностранцами и работу в команде.

Первый вопрос: «Поднимите руки те, у кого есть аккаунт в Facebook?»

Обычно поднимают руки все. Ну, или 99% аудитории. Применительно к России можно смело спросить про Вконтакте, но в европейских странах вся молодежь поголовно использует Facebook.

Второй вопрос: «А у кого есть на фейсбуке друзья из разных стран?»

Обычно тоже достаточно большая часть аудитории, процентов 60-70 поднимает руки.

Третий вопрос - с подковыркой. Поскольку я собираюсь рассказывать про международные возможности на примере своего опыта, и моя цель - заинтересовать слушателей, то я чуть-чуть смещаю акцент в своем третьем вопросе:

«А кто общался вживую, не в фейсбуке, с друзьями с пяти разных континентов?»

Обычно кто-то все же начинает тянуть руку, но я вовремя уточняю: «не в фейсбуке, вживую», «не стран, континентов». Аудитория понимает, что ее подловили, всем весело, кто-то (пусть их будет человек пять из ста, не страшно) все же кричит, что «я, я общался!».

Расшевелить и заинтриговать аудиторию удалось, можно смело переходить к рассказу о международной дружбе, возможностях, поездках и конференциях за границей.

Итак, три типа вопросов, помогающие спикеру расшевелить и расположить аудиторию в начале выступления:

А какие способы наладить контакт со слушателями используете вы?

(Visited 9 592 times, 1 visits today)

Конференции — неотъемлемая часть стартап-тусовки, но их обилие провоцирует споры об эффективности. Мы попросили рассказать двух экспертов о том, как они относятся к всевозможным конференциям, и предлагаем читателям присоединиться к дискуссии.

Степан Данилов основатель MeYou и DoDocs

Польза от конференций — это:

1. Передача актуальных компетенций. Текущие игроки рынка рассказывают свежие рыночные кейсы и решения. Это полезнее, чем просто обучение. Но менее системно и обычно широко.

2. Место актуализации экспертов и специалистов. Если вы не ходите на конференции, о вас никто не знает. Если вас не приглашают выступать на конференциях, вас экспертом не считают.

3. Место актуализации игроков рынка. Любой рынок состоит из тех компаний, которые на этом рынке заметны. Конференции — хороший термометр благополучия и размера компании. По материалам, формату присутствия, то есть по тому как представлены компании, можно субьективно определять какие лидеры рынка живы, активны и как у них дела.

4. Место и время для полезных знакомств. Увеличение своего круга профессиональных знакомств. На кофе-брейках, в перерывах, есть возможность познакомиться с полезными людьми. Вас окружают потенциальные клиенты, исполнители, заказчики, работодатели.

А еще мы выяснили особенности бесполезной конференции:

а) Знакомиться никто не умеет, большинство — стесняется;

б) Никто не успевает найти того, кто был бы ему полезен;

в) Бейджи не помогают понять, чем полезен посетитель;

г) Неизвестно, как легко получать презентации после спикеров;

д) Никто не запоминает, что нужно делать с каждой полученной визиткой.

Люди приходят не только выслушать спикеров, но и попробовать перезнакомиться и обменяться инсайдами и мнениями. Если организаторы конференции заинтересованы в хорошем послевкусии, тогда они больше уделяют внимания нетворкинг-зонам, перерывам, интерактивам.

Если же цель организаторов конференции только продать побольше и подороже билетов — к сожалению, конференцию любить не будут. Потому что «никто не любит ходить ногами на вебинары».

Кстати, мы тут как раз про проблемы конференций ролик сняли. Не хочется, чтобы выглядело рекламой, поэтому последние 15 секунд не смотрите.

Владислав Цыплухин сооснователь издательского дома «Комитет»

Есть лишнее время — почему бы и не сходить проветриться, послушать людей. Может, они натолкнут на какую-то идею. Но информационная база, на основе которой рождается идея, формируется исключительно в одиночестве. С листочком бумаги и карандашом.

Про Томаса Эдисона говорили, что если бы он обучился в университете, то якобы смог бы тратить меньше времени на свои изобретения и изобрести больше полезных вещей. Что перед тем, как искать иголку в стоге сена, он мог бы сначала задуматься, где она может находиться вероятнее всего. Он же предпочитал «перебирать каждую соломинку». И я считаю, что в переборе этих соломинок рождается глубокое понимание процессов.

Конференция (от латинского «confero» - собирать в одно место) - собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп, а также отдельных лиц для обсуждения определённых вопросов.

Конференция может стать отличной возможностью донести до целевой аудитории важные сведения, проанализировать выбранную тему со всех аспектов и мотивировать слушателей на какие-либо действия. При проведении подобного мероприятия нужно учитывать все нюансы (подготовленность участников, способы представления информации, организационные и подготовительные меры).

По объему информации и общей длительности мероприятия их можно разделить на две основные категории: большие (конгрессы и заседания, состоящие из нескольких секций) и маленькие (лаконичное изложение сути рассматриваемой темы).

По составу участников и методу проведения конференции бывают: открытые (без ограничений, с участием всех присутствующих) и закрытые (избранный состав, тему раскрывают только докладчики).

По предназначению и стилю различают следующие конференции:

  • узкоспециализированные и масштабные;
  • международные и национальные;
  • деловые и обучающие;
  • юбилейные и мемориальные.

Как провести мероприятие?

Успех любого мероприятия (не только конференции) зависит от двух факторов - от степени его подготовленности и от атмосферы его проведения. Именно поэтому первое, с чего вам следует начать, - это планирование. Вам необходимо определить форму проведения мероприятия, тематику, круг обсуждаемых вопросов, место проведения, потенциальных партнёров и участников. Отдельно стоит подумать над финансовой стороной вопроса, в том числе необходимостью и уместностью введения организационного взноса. Не забудьте обсудить данный вопрос с бухгалтерией вашей организации, чтобы предполагаемые финансовые затраты можно было распределить на конкретные статьи расходов.


Затем с учётом масштабов мероприятия сформируйте организационный комитет, причём желательно, чтобы ваши коллеги не только были исполнителями, но и сами выдвигали различные инициативы. Прислушивайтесь к свежим идеям, устраивайте мозговые штурмы и помните, что истина рождается в споре.

На организационном этапе необходимо составить подробный сценарий мероприятия с чёткой разбивкой по времени. Учитывайте все детали вплоть до фуршета и кофе-брейка, для организации которых можно пригласить фирму, оказывающую услуги кейтеринга - выездного ресторанного обслуживания.

Ещё один важный этап подготовки - обеспечение информационного освещения. В наш век Интернета для крупных мероприятий, как правило, создают собственные сайты, но даже если ваша организация не обладает достаточными средствами, полностью игнорировать данный этап нельзя. Например, ваши партнёры могут распространить информацию о мероприятии совершенно бесплатно.

Мероприятие должно быть хорошо организовано, а информация должна представляться не только в устной форме, но и с помощью других способов. Для обеспечения комфорта может понадобиться аренда проектора и экрана. Это оборудование необходимо, поскольку для эффективного представления информации докладчики могут демонстрировать аудитории презентации, графики, схемы, иллюстрации. Такие материалы могут транслироваться в электронном виде через экран, чтобы каждый участник смог наглядно рассмотреть суть вопроса.

Разумеется, докладчики должны выступать перед аудиторией, используя микрофоны. Информацию, которая будет представлена посетителям мероприятия, нужно предварительно сохранить на компьютере. Участникам конференции можно выдать печатные материалы, канцелярские принадлежности и памятные сувениры (брошюры, журналы, листовки, блокноты, шариковые ручки, значки, фирменные пакеты). Как правило, перед началом конференции посетителям надевают на руки одинаковые браслеты, чтобы они могли найти свою группу, если потеряются. Во время перерывов нужно предоставить участникам питание (кофе, закуски, ланч, кондитерские изделия).

Как организовать научную конференцию?

У научных конференций (по статусу они занимают промежуточное место между конгрессами и семинарами) существуют свои особенности. Одной из главных фигур является учёный секретарь конференции, ведущий переписку с участниками, составляющий программу и готовящий к изданию сборник тезисов. Важная задача - вовремя разослать приглашения и разобрать заявки. На серьёзных научных конференциях, а также посвящённых памятным датам начинают этим заниматься за год.

Вам может очень помочь печать буклетов со следующей информацией: название, место, дата, эмблема, сроки предоставления материалов, контактные данные организаторов, время и место публикации материалов.

Как организовать международную конференцию?

На международной конференции следует заранее обозначить используемые языки, найти переводчиков, подготовить экскурсионную программу для иногородних и иностранных участников, а также забронировать им гостиницы.

Такие мероприятия проводятся с целью обучить аудиторию новым навыкам, ознакомить участников с последними технологическими разработками, расширить кругозор и общее развитие людей. Конференции нужны для того, чтобы присутствующие получали подробные знания по интересующим вопросам, совершенствовали свои способности. Материалы, представленные аудитории, должны соответствовать тематике конференции и ее целям. Предполагается, что после мероприятия участники получают необходимые теоретические сведения, которые в дальнейшем они смогут применить на практике.

Редакция желает вам успехов, и пусть организация конференции станет новой вехой в вашем карьерном росте.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен