Кто изобрел телевизор, создание первого цветного телевизора. Когда появился первый телевизор Первый телевизор в мире

Развитие телевидения сыграло значительную роль во всех общественно-политических событиях XX века и напрямую способствовало общему научно-техническому прогрессу. Огромный вклад исследователей в создание новых способов быстро передавать качественное изображение привел к созданию современных компьютеров и средств мобильной связи.

Сейчас практически каждый телефон можно использовать для общения посредством видео с минимальной задержкой изображения. Однако всего сто лет назад заявления исследователей о своих успехах могло вызвать сомнения в их психической адекватности.

Сложно сказать, кто создал первый телевизор в мире. Изобретение телевидения стало возможным благодаря комплексу успешных исследований, проведенных в XIX и XX веке. На основе этих исследований были разработаны различные системы передачи изображения.

Предпосылки к появлению телевидения

Назначение первых устройств для передачи изображения было сугубо практичным. Известность такие аппараты приобрели только тогда, когда прибор использовался полицией для передачи портрета преступника.

Нельзя точно определить, в каком году создали первый телевизор и был запущен процесс развития технологии. Фантасты начинают предвосхищать его появление задолго до выхода первых действующих моделей. Достигнуть результата было возможно только благодаря огромному количеству осуществляемых в мире одновременно открытий и изобретений.

В 1880 году ученый Порфирий Бахметьев предложил перспективную технологию передачи изображения на расстояния.Картинку предлагалось разложить на составляющие элементы и подавать на приемник в виде отдельных сигналов; а затем при помощи специального устройства собирать воедино.

Возможно, создан был первый телевизор в 1884 году. Тогда Пауль Нипков изобрел устройство для сканирования изображения и его последующего отображения на экране.

Так называемый «диск Нипкова» покрыт расположенными по спирали отверстиями на поверхности. Через них объектив транслировал свет – только одну точку, при помощи одной лампы. Для устройства Нипкова этого было достаточно. Ускоренное вращение диска заставляло пятна света сливаться в цельное изображение. Эта технология работает за счет инерционной особенности восприятия глаз человека, способности складывать в единую картинку воспринятое взглядом остаточное свечение.


Диск обладал существенным недостатком – он давал слишком маленькое изображение. Для того, чтобы на первых телевизорах создавалась картинка площадью не более чем поверхность спичечного коробка, требовался «диск Нипкова», достигающий 40 сантиметров в диаметре.

Повсеместного распространения эта технология не получила и в рядовую жизнь граждан не вошла. Только в 1924 году эксцентричный ученый Джон Лоуги Бэрд ознакомил общественность со своей действующей моделью первого механического телевизора, построенного с использованием диска Нипкова.

Система давала изображение со скоростью 5 кадров в секунду, по 30 столбцам. Исследователь был воодушевлен и вложил усилия в дальнейшее развитие проекта. В следующие годы была увеличена частота смены кадров, добавлена технология трансляции цветного изображения. Бэрд был тем, кто изобрёл телевизор в его механической вариации и внес существенный вклад в остальные направления исследований.

Разработки Джона Бэрда активнее всего использовались в США до 1936 года. Начиная с 1937, механический телевизор оказался полностью вытеснен электронными системами передачи изображения. Бэрд принес огромный вклад в историю развития телевидения и активно способствовал распространению технических достижений в этой сфере. После выхода из употребления механического телевидения, Бэрд способствовал эволюции электронных телевизионных систем. В частности, еще в 1939 году он продемонстрировал способности электронно-лучевых трубок передавать цветное изображение, а в 1944 представил электронный цветной экран собственной разработки.

Изобретение и использование ЭЛТ

Чтобы разобраться, как устроено телевидение, стоит начать с ЭЛП. Электронная пушка – это специальный прожектор, посылающий пучки электронов на принимающий прибор. Электронная пушка проводит сканирование светочувствительной мишени. Мишень копит электрические заряды, получаемые от спроецированной на нее картинки.


Использование электронной пушки для передачи изображения сыграло большую роль в развитии телевидения.

ВАЖНО! Катод – это электрод, проводник электричества, входящий в конструкцию электронной пушки. Фотокатод – это катод, заряженный отрицательно. Делают фотокатод с использованием чувствительных к свету соединений, хорошо проводящих электричество. Когда на фотокатод попадает фотон, или квант света, происходит выделение электронов. Принцип работы основан на внешнем фотоэффекте, открытие которого приписывается Генриху Герцу. Фотокатод отличается от обычного катода высоким квантовым выходом фотоэлектронов на каждый поглощенный фотон.

В 50-х годах XIX века произошло открытие катодных лучей. Эти электронные лучи распространяют свет от катодного излучателя, благодаря ускоренной передаче электронов на люминофоры.


Люминофоры – особые вещества, обладающие свойством поглощать и отдавать свет. Люминофоры реагируют на свет не из-за сопутствующего ему тепла, а за счет реакции на поглощенную электронную энергию. Технику взаимодействия катодного излучения с люминофорами впоследствии начали активно использовать в электронно-лучевых приборах. Люминофоры наносятся изнутри на прозрачную трубку. Трубка получает энергию от катодного излучателя и начинает светиться. Данная технология использовалась для создания разных видов телевизионных трубок и других видов электронно-лучевых приборов.

Самое известное и популярное устройство электронно-лучевого типа – кинескоп.


Вплоть до 90-х годов прошлого века эта электронно-лучевая трубка повсеместно использовалась в производстве и мониторов. Кинескоп преобразует полученные электросигналы в свет. Он имеет электромагнитный тип отклонения. Луч, оказываясь на покрытой люминофором поверхности, вызывает свечение и формирует часть конечной картинки.

Прототип кинескопа был создан Борисом Розингом в 1911 году.

Розинг был тем, кто придумал обоснование принципу работы ЭЛТ и продемонстрировал, как можно транслировать изображение посредством построчной передачи света. Однако действительным изобретателем телевидения принято считать Владимира Зворыкина.


В 1923, находясь в США, он создал патентную заявку на телевидение, работающее только на электронном принципе. В 1929 году появился первый кинескоп конструкции Зворыкина – высоковакуумная трубка для приема изображения. В 1931 Зворыкин запатентовал иконоскоп, специальную передающую трубку. Истоки создания иконоскопа восходят к опытам 1911 года, проведенным под руководством Розинга. Зворыкин занимался разработкой трубок с электростатической фокусировкой. Они являлись свежей альтернативой немецким приборам, осуществляющих «газовую» фокусировку.

В 1940-х годах Зворыкин положил начало цветному телевидению того вида, который покорил мир на следующие полвека. Он разделил световой луч на зеленый, синий и красный цвета. Можно считать, что именно Зворыкин был тем, кто изобрел телевизор в его современном виде.

В 1933 году завод имени Козицкого наладил производство серийных телевизоров Б-2. Продукт ленинградского производства имел деревянный корпус и размер экрана 4х3.


На корпусе располагались регуляторы, управляющие частотой импульсов, амплитудой и мотором. Встроенный двигатель задавал вращение диску Нипкова. Данная модель являлась относительно небольшим по размерам приложением к радиоприемнику. Прием звука мог происходить только при подключении другого устройства по приему радиоволн, настроенного работать на другой частоте.

Первые телевизоры в СССР, Б-2, расходились быстро, невзирая на значительную цену в 235 рублей. Модели часто предлагалось собирать своими силами из купленного комплекта деталей.

Развитие электронных телевизоров в СССР началось с 30-х годов. Параллельно со Зворыкиным патентную заявку на кинескоп подавал советский гражданин Катаев Семен.

Электромагнитные трубки Катаева имели магнитный принцип фокусировки. Конструкция такой трубки была проще, потому что система фокуса располагалась за пределами прибора. Фокус на такие трубки передавался с помощью магнитных катушек. Лишь к 70-м годам XX трубки с электростатической фокусировкой сравнились по качеству результатов с трубками Катаева. Качественное отставание было обусловлено тем, что трубки с магнитной фокусировкой, в отличие от трубок с электростатической, использовали весь идущий от катода ток.

В 1936 году свет увидел прибор супериконоскоп, или трубка Шмакова-Тимофеева. Два исследователя, по имени которых назван прибор, изобрели особую конструкцию устройства. Трубка использовала электронно-оптический способ перенести картинку с фотокада на мишень. Так называемая «вторичная эмиссия» заставляла металлы активно выделять электроны во время усиленной бомбардировке их поверхности первичным потоком частиц. Эта технология позволяла накапливать заряд и проецировать электроны на мишень.


Супериконоскоп был так эффективен и популярен, что британские и немецкие компании пожелали выпускать аналогичную продукцию. Они обращались с запросом на получение патента, но советский Комитет по изобретениям выдал отказ.

Когда телевидение стало цветным

Когда появились цветные телевизоры? Начало трехкомпонентного телевизионного вещания можно отметить 1900 годом. Идея была предложена инженером Александром Полумордвиновым. А в 1925 году патент на трехкомпонентную телевизионную систему, использующую диск Нипкина, получил советский изобретатель армянского происхождения Ованес Адамян.

В этой системе зеленый цвет получался матрицированием прямо в телевизоре. Сигналы принимались двух типов: красный и синий. Идею взяли на вооружение американцы и на ее основе, к 40-му году, появилась удобная и практичная телевизионная система.

После Второй мировой войны американцы начали динамично развивать цветное для гражданских нужд. Первые телевизоры с цветом давали очень темное изображение и цены на них были астрономическими. Цвет достигался путем совмещения в одном аппарате сразу трех кинескопов. В каждом из них люминофор светился отдельным цветом.

Для создания действующей модели цветного телевизора и комплектующих к нему, Бэрд использовал кинескоп с тремя электронными пушками и мозаичный люминофор.


Его система называлась «Телехром». Электроны из каждого прожектора шли на слой с люминофором отдельного цвета.

Большой вклад в развитие телевидения внесла американская компания RCA. Американские разработки в этой области оказали поддержку многим ученым. В 50-х годах XX века RCA способствовали созданию следующих технологий:

  • Дельтовидная технология. Самым эффективным способом направлять пучки электронов оказалась «теневая решетка» — изобретение Вернера Флехига. Называемая также «теневой маской», технология имеет распространение и по сей день. Металлическая сетка из инвара имеет пропускающие свет отверстия круглой формы. Чем меньше расстояние между элементами одного цвета, тем больше разрешающая способность прибора.
  • Помимо этого, распространение получила апертурная решетка. Свет подается на люминофор, организованный в тонкие .

ВАЖНО! Первый цветной телевизор в СССР, получивший массовое распространение – «Рубин-401». Был выпущен в 1967 году. До него цветные телевизоры были большой редкостью и не выпускались сериями.

Прогресс не стоит на месте

Основа самых распространенных современных телевизоров:

  • Жидкокристаллическая матрица. Жидкие кристаллы были открыты еще в конце XIX века. Кристаллами заполнен промежуток в пакете стеклянных или полимерных панелей.
  • Плазменная матрица. Ячейки, наполненные газом. Расположены между стеклянными поверхностями, стоящими друг напротив друга.

В настоящий момент ведутся разработки голографического телевидения. Но до завершения работ над этим проектом и повсеместного распространения итоговых версий проекторов еще далеко.

Около 100 лет назад телевидение из лабораторных экспериментов превратилось в общественную забаву: начали устраивать публичные просмотры, появляются первые промышленные телевизоры. Эти гаджеты прошли огромный путь от простых ящиков с вращающимися дисками до сложнейших электронных систем с плазмой, жидкими кристаллами и лазерами.

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей «110 лет телевидения» сайт вспоминает яркую историю устройств, передающих движущуюся картинку.

«Пантелеграф» и диск Нипкова

Первые работы в области передачи изображения на расстоянии появились эдак полтораста лет назад: в 1862 году итальянец Джованни Казелли разработал «Пантелеграф», который позволял передавать изображения по проводам. Правда, картинка была статичной, а оригинал при этом должен был находиться на медной пластине.

До тех пор пока не открыли фотопроводимость селена и внешний фотоэффект, изображение без специальной подготовки передавать не получалось. А в 1884 году немец Пауль Нипков делает важное изобретение: диск с отверстиями, расположенными по спирали. Диск так и называется: диск Нипкова.

Если за диском поместить какой-нибудь хорошо освещенный объект и этот самый диск раскрутить, то из-за быстрого вращения дырочек на его поверхности мы будем хорошо видеть объект. Можно построить такую аналогию: если быстро бежать вдоль забора с множеством щелей, то на большой скорости щели сольются и мы увидим то, что находится за забором.

А если вместо человека за диском будет наблюдать фотоэлемент, то вот мы уже получили систему, сканирующую изображение. Теперь соединяем ее с таким же устройством с диском Нипкова, только вместо фотоэлемента используем источник света (лампу), — и тогда, находясь с другой стороны диска, мы будем видеть, как то же самое изображение восстанавливается.


Изображение из книги «Самодельный телевизор» (1937)

Чтобы изображение было четким, а путь дырочек диска не напоминал дугу, сам диск нужно было делать как можно большего размера и покрывать его большим числом крохотных отверстий, а размер кадра — как можно меньшим.

Тогда уже и сам кадр выглядит не как сегмент круга, а как прямоугольник, а траектория отверстий — почти прямая. Одно отверстие — одна строка «развертки». Известны системы, в которых было более чем по 400 отверстий. Но чаще всего использовался стандарт в 30 строк, а размер изображения едва превышал почтовую марку.

Интересно, что Пауль Нипков практически не интересовался внедрением своего изобретения и телевидением вообще, а выданный патент был отозван через 15 лет из-за отсутствия интереса к новинке.

На рубеже XIX и XX веков начинают появляться первые телеприемники. Творческий поиск изобретателей шел по непроторенным тропинкам, и их системы разительно отличались одна от другой. Еще в 1900 году русский изобретатель Александр Полумордвинов разрабатывает «телефот» — первую в мире систему цветного телевидения с диском Нипкова. С цветом работает в Германии и русский эмигрант Ованес Адамян.

В 1923 году американец Чарльз Дженкинс передает движущееся силуэтное изображение, почти одновременно с ним шотландец Джон Бэрд также транслирует силуэты, а два года спустя, в 1925-м, впервые демонстрирует телепередачу полутоновых движущихся объектов.


Джон Бэрд с куклами для чревовещания Джеймсом и Стуки Биллом перед своей телевизионной установкой, 1926 год. Фото: Wikipedia

Забавно, что когда Бэрд пришел в редакцию газеты Daily Express, редактор отправил сотрудников вниз избавиться от лунатика, который утверждает, что умеет видеть по радио, и что тот лунатик может быть вооружен.

В своей конструкции Бэрд использует диск Нипкова. В течение нескольких лет он разрабатывает цветной телевизор, устраивает трансляцию между городами и даже через океан, проводит прямую телетрансляцию скачек. Число строк вырастает с 5 до 30, а впоследствии Бэрд разработает даже 1000-строчное телевидение (которое, впрочем, останется экспериментом).

Так выглядело изображение на первом телевизоре Бэрда. Фото с сайта BairdTelevision.com

Самые первые в мире серийные телевизоры

Начинается яркая, но короткая эпоха механического телевидения. Появляются телевизионные компании во Франции, США, Германии.

В 1929-м американская компания Western Television выпускает первый в мире серийный телевизор — Visionette с диском Нипкова диаметром 17 дюймов (43 см). Всего было выпущено около 300 телевизоров этой модели.

Само устройство стоило 88,25 доллара, отдельно надо было покупать корпус (еще 20 долларов), приемник для звукового сопровождения (85 долларов) и неоновую лампу.

В пересчете на теперешние деньги (с учетом инфляции) такой комплект стоил бы около 3000 долларов. Да, поначалу телевидение было развлечением для богатых.


Телевизор Visionette. Фото с сайта EarlyTelevision.org

Телевизор Бэрда (он так и назывался — Televisor) — выпускался в Великобритании в 1930—1933 годах, всего изготовили около тысячи штук.


Фото с сайта TVHistory.tv

Первые телевизоры в СССР

В Советском Союзе первые экспериментальные телепередачи состоялись в 1931 году, а регулярные — лишь в конце 1934-го. Применялся немецкий телевизионный стандарт: 30 строк, частота 12,5 кадра в секунду (диск Нипкова должен при этом вращаться со скоростью 750 оборотов в минуту), соотношение сторон кадра 4:3. Передачи велись по полчаса в ночь с четного на нечетное число.


Расписание из журнала «Радиофронт».

Поначалу в нашей стране телелюбительство тоже было дорогим удовольствием: телеприемник марки «Б-2» (1933−1936) стоил 235 рублей. При этом телевизор надо было подключать к одному радиоприемнику, чтобы просто смотреть передачи, и еще к одному — чтобы попутно слушать звук.


Телевизор «Б-2». Фото: Википедия

Журнал «Радиофронт» популяризировал теледвижение в стране и публиковал схемы телевизоров для самостоятельной сборки; редколлегия журнала разработала несколько моделей простых телеприемников. Набор деталей для сборки телевизора модели «ТРФ-1» стоил всего 13 рублей — за эту сумму можно было подписаться на журнал на год.

Одним из первых в СССР минчанин Генрих Бортновский: уже в канун 1933 года он принимал из Москвы новогоднюю передачу. Это был первый телевизор на территории современной Беларуси.

Интересно, что в 1936-м журнал «Радиофронт» опубликовал несколько критических статей, где клеймил позором Белорусский радиокомитет за бездействие, волокиту и междоусобную войну с городским отделом радиовещания.

В результате многие телерадиолюбители не могли получить консультацию и строить свои приемники. Быть может, именно эта бездеятельность Белорусского радиокомитета способствовала развитию таланта самоучек вроде Бортновского.


Фото из журнала «Радиофронт», 1936 год

Телевизоры с зеркальным винтом

К концу тридцатых годов «телелюбительство» в СССР потихоньку становится все более массовым увлечением: ленинградский завод выпустил три тысячи телевизоров «Б-2», по журнальным схемам любители всей страны собирают сотни и сотни самодельных приемников разных конструкций.

В 1937 году книга Б. Шефера «Самодельный телевизор» тиражом в 50 тысяч экземпляров выходит в издательстве «Детиздат». Передачи в то время велись в Москве, Ленинграде, Новосибирске, Томске, Саратове, Одессе, также можно было словить иностранные трансляции.

Параллельно с дисковой развивается еще одна система механического телевидения: с зеркальным винтом.

На стержень насаживаются отполированные до зеркального блеска пластины, каждая из которых немного смещена относительно предыдущей. В результате получается этакий большой блестящий винт, похожий на спираль от мясорубки. Вращаясь с большой скоростью, винт отражал свет от неоновой лампы, и прямо на его поверхности выстраивалось изображение.

Если телевизоры с диском Нипкова зрители могли смотреть по очереди, то передачу по винтовому телевизору видели одновременно 10−15 человек. Правда, постройка такого аппарата требовала значительно больших затрат времени, а набор деталей обходился уже в 150 рублей.


Фото с сайта Television Experiments.com


Телевизор ТЗС с зеркальным винтом. Фото с сайта rw6ase.narod.ru

Использовались также механические системы с «блуждающим лучом»: диктор сидел в темной комнате, по нему бегал световой луч, проходящий через диск Нипкова, а отраженный свет попадал на фотоэлементы. Такая технология не позволяла делать передачи вне студий, но, на удивление, просуществовала довольно долго: в Великобритании до 1935-го и в Германии — до 1938 года.

Появление полностью электронных систем

Системы механического телевидения начали сворачиваться во второй половине 30-х годов. Основная причина — массовое внедрение полностью электронных систем, которое произошло в начале — середине 30-х.

В США последние механические телесети существовали при университетах и были закрыты в 1939 году. В СССР еще с 1938 года велись электронные телепередачи, но механическое телевидение просуществовало у нас до апреля 1940 года, ведь у населения было очень много промышленных и самодельных телевизоров.

Помимо уже упомянутого серийного «Б-2», мелкими сериями выпускались модели «Т-1» (Ленинградский завод имени Коминтерна), «Пионер ТМ-3» (Ленинградский радиозавод имени Козицкого) и некоторые другие — всего около полудюжины моделей.

Работы над электронным телевидением велись с начала ХХ века параллельно с изучением телевидения механического: еще в 1906 году Макс Дикманн, ученик знаменитого ученого Карла Брауна, патентует использование трубки Брауна для передачи изображений.

Годом позже русский профессор Борис Розинг регистрирует свое изобретение, доказывая техническую возможность использования катодно-лучевой трубки. В 1911 году он продемонстрирует передачу простых статичных фигур и ее прием на электронной трубке.

В 20-х годах строят и патентуют свои электронные телеустановки англичанин Алан Кэмпбелл-Суинтон, венгр Калман Тиханьи («радиоскоп»), японец Кэндзиро Такаянаги, американец Фило Фарнсуорт («диссектор»). В 1928 году ученые из Ташкента Борис Грабовский и Иван Белянский передают в эфир движущееся изображение, и на сконструированном ими электронном «телефоте» можно было разглядеть самого Белянского.

Но все же изобретателем электронного телевидения считают другого русского — Владимира Зворыкина, ученика Розинга. Зворыкин после революции эмигрировал в Америку и в конце 20-х годов разработал и запатентовал на фирме RCA приемную телевизионную трубку — кинескоп, и трубку передающую — иконоскоп.

Кинескоп позволил повысить качество принимаемой картинки: от 30—120 строк в механических системах с диском Нипкова до 400 строк и впоследствии даже до 1000 строк.


Владимир Зворыкин с иконоскопом. Фото с сайта EngineeringHistory.Tumblr.com

В 1934 году фирма Telefunken начинает регулярное электронное телевещание в Германии (два года спустя церемонию открытия Олимпийских игр в Берлине будут транслировать в прямом эфире), в 1936-м подключаются Италия, Франция, Великобритания. У истоков британского электронного телевидения стоит Исаак Шоэнберг — выходец из Пинска.

Из-за патентных разногласий в США телевидение появляется лишь в 1938-м, причем компания RCA использует в разных городах различные стандарты: скажем, в Нью-Йорке применяется иконоскоп Зворыкина, а в Филадельфии и Сан-Франциско — диссектор Фарнсуорта. Кроме того, на рынке присутствуют и другие компании со своими стандартами. К единому стандарту в США придут в 1941-м.


Владимир Зворыкин демонстрирует свой электронный телевизор, 1929. Фото: Wikipedia

Зворыкин неоднократно ездил в Европу и в СССР и консультировал компании при запуске телевидения. В результате в Советском Союзе с фирмой RCA заключили договор, и в 1938 году на Шаболовке запустили станцию электронного телевидения; регулярное вещание началось 10 марта 1939-го. Станция передавала телевизионный сигнал на частоте 49,75 МГц с разрешением 343 строки (25 кадров в секунду).

Для приема телепередач Ленинградский завод имени Козицкого по документации RCA выпустил телевизор модели «ТК-1» на 33 лампах. Это была сложная конструкция, для сборки и наладки которой требовались специалисты высокой квалификации. К концу 1938-го завод выпустил двести экземпляров, а к началу войны — около 6 тысяч телевизоров этой модели. На базе этой модели Александровский радиозавод изготовил опытную партию телевизора «АТП-1».

Телевизор «ТК-1». Фото с сайта DVostok.com

В самом Ленинграде опытный телерадиоцентр еще с 1937 года вел передачи в другом стандарте на частоте 37,5 МГц (240 строк, 25 кадров в секунду); а с сентября 1938-го начались регулярные передачи по два раза в неделю. Для приема этих программ выпустили телевизор ВРК на 24 лампах. Изготовили всего 20 экземпляров, которые использовались в качестве тестовых.

Телевизор «ВРК».

Незадолго до войны ленинградский завод «Радист» освоил выпуск телевизора модели «17ТН-1»/«17ТН-3», который позволял смотреть и московские, и ленинградские передачи, — до войны их выпустили более 2 тысяч штук.

Гигантский скачок популярности ТВ

После Второй мировой популярность телевидения сделала гигантский скачок.

В Великобритании до войны было выпущено около 19 тысяч телевизоров, в 1947 году их число оценивалось в 17 тысяч, а в 52-м — уже 1,4 млн. В США до войны выпустили около 7−8 тысяч телевизоров, в 1947-м их было уже 180 тысяч, а к 1951-му году — 10 миллионов.

В СССР незадолго до начала войны было по нескольку тысяч механических и электронных телевизоров разных стандартов. В 1944 году у нас разработали стандарт электронного телевидения в 625 строк, который утвердили через два года (также его внедрят в Европе); а еще два года спустя, в 1948-м, в Москве начались первые регулярные телепередачи в новом стандарте.

Появились телевизоры нового поколения «Москвич Т-1» и «Ленинград Т-1», а также первый массовый советский телевизор «КВН-49», который выпускался с 1948 по 1967 годы минимум на восьми заводах и разошелся тиражом в 2,5 млн экземпляров. В 1957 году число советских телезрителей превысило 1 миллион человек.


Телевизор «КВН-49». Фото с сайта Dvostok.com

Постепенно рынок стал насыщаться, и в борьбе за зрителя телекомпании по всему миру начали внедрять цветное телевидение. Но об этом мы расскажем в следующем материале проекта.!

Новое поколение телевизоров Samsung SUHD передают изображение максимально точно и реалистично. Благодаря передовой технологии квантовых точек даже мельчайшие детали и темные области в изображении разлиичимы при любом освещении.

Идеи создания матричного ТВ-экрана бродили в головах российских изобретателей еще четверть века тому назад.

Мы уже привыкли к плазменным и ЖК-телевизорам и компьютерным мониторам. Привыкли настолько, что прежние громоздкие «ящики» на базе электронно-лучевой трубки (которые были «классикой» 10-15 лет назад) уже воспринимаются как анахронизм, как что-то курьёзное и несуразное. Больше того: сегодня уже вовсю говорят о гибких экранах, которые можно свернуть в рулон или вешать на стену на манер ковра.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Путь, пройденный изобретателями, инженерами и технологами от громоздкой электронной трубки до гибких экранов, конечно же, был непростым. Телеэкраны (как, впрочем, и большинство других привычных нам вещей) имеют свою долгую и интересную историю, отдельные этапы которой помогают проследить старые публикации в журналах.

О том, как конструкторы боролись буквально за миллиметры толщины корпуса телевизоров, рассказано в статье Рудольфа Свореня «Листики ТВ-экрана», опубликованной в мартовском номере журнала «Наука и жизнь» за 1987 год.

Уже тогда, в конце 1980-х, в печати стали появляться первые сообщения о создании плоских экранов (и даже гибких, которые можно отрезать от рулона по нужным размерам), а на выставках демонстрировались японские микротелевизоры в наручных часах, карманные телевизоры небольшой толщины и пр.

В своей статье Р. Сворень рассказывает о двух направлениях конструкторской мысли, нацеленной на создание плоских телевизоров. Первое из них – это совершенствование электронно-лучевой трубки (ЭЛТ). На иллюстрации к статье (см. рис. 2) показано, как можно реализовать это за счет увеличения угла отклонения электронного луча. Рисуя ТВ-картинку строка за строкой, луч (поток электронов, удары которых заставляют люминофор на переднем стекле ЭЛТ светиться) под действием отклоняющей системы из электромагнитных катушек отклоняется влево-вправо, и чем «размашистее» эти его движения, тем короче можно сделать кинескоп при одной и той же ширине экрана. Соответственно, и корпус телевизора можно сделать более плоским. Р. Сворень приводил такой пример: в телевизоре «Рубин-268» производства СССР использовался кинескоп с углом отклонения 110 градусов и размерами экрана 67 см, при этом глубина телевизора была примерно 45 см. А если бы в нем стоял кинескоп с углом отклонения 90 градусов или 50 градусов (именно с пятидесятиградусных кинескопов начинало послевоенное массовое телевидение), то телевизор имел бы глубину примерно 55 или 80 см (вместо 45). Однако, как отмечал Р. Сворень, угол отклонения 110 градусов можно было на тот момент считать пределом возможного, поэтому конструкторы были вынуждены искать новые идеи. Одна из них – поворот электронного луча на 90 градусов электромагнитным коллиматором, совмещенным с отклоняющей системой (рис. 2,д). Горловина ЭЛТ при этом отогнута вбок и за счет этого можно достичь довольно значительного уменьшения толщины. Правда, в таком кинескопе достаточно сложно обеспечить точность попадания луча в нужную точку люминофора, поэтому такие электронные трубки выпускались лишь с небольшими по размеру экранами.

Еще одна конструкция, о которой в своей статье упоминал Р. Сворень, была реализована в карманных телевизорах японской фирмы «Мацусита». Основана она была на достаточно очевидной идее: чем меньше экран, тем короче кинескоп. Поэтому конструкторы попросту объединили в одном вакуумном баллоне много примыкающих друг к другу и согласованно работающих маленьких кинескопов, каждый из которых рисует на люминофоре свою часть картинки. Такой ячеистый плоский экран состоял из 3000 микрокинескопов и имел общий размер 25 см при толщине телевизора 10 см.

Сегодня, конечно, такая громоздкая конструкция может показаться своего рода «техническим анекдотом». Но сам этот принцип – разделение одного большого «излучателя» на множество маленьких, – по сути, стал предтечей нового направления полета научной и конструкторской мысли. Р. Сворень фактически застал и зафиксировал в своей статье (см. рис. 3) момент рождения первых матричных телеэкранов: светодиодных (где каждая точка – пиксель образуется своим, отдельным светоизлучателем), люминофорных (в которых электронные лучи создавались при помощи взаимно перекрещивающихся электродов в виде полосок) и собственно жидкокристаллических матричных экранов, которые сегодня стоят на столе практически у каждого из нас.

Кстати, небезынтересным является тот факт, что идея матричного люминофорного ТВ-экрана была в 1978 году предложена одним из читателей журнала «Юный техник», Сергеем Афанасьевым из г. Клин (см. «ЮТ» №12, 1978 г., стр. 56–57). Эта идея была отмечена авторским свидетельством журнала «Юный Техник», а в опубликованном в №12 за 1978 г. комментарии члена экспертного совета «ЮТ» инженера С. Валянского была приведена примерная схема такого телеэкрана (рис. 4).

А в статье «Что вместо кинескопа?» инженера И. Зверева, которая была опубликована в журнале «Юный Техник» в 1985 году (№3, 1985 г., стр. 10–13) уже была подробно описана конструкция тонкопленочного электролюминесцентного матричного экрана (рис. 5), разработанного учеными Института полупроводников АН УССР (для нынешнего молодого поколения читателей поясним, что такое УССР: так в те времена называлась республика Украина).

Таким образом, не только Япония, США и другие зарубежные государства, но и наша страна (тогда еще – СССР) стояла «у истоков» технологий создания современных матричных экранов. Остается только надеяться, что инженерам и конструкторам современной России удастся хотя бы отчасти вернуть утраченные во времена пресловутой «перестройки» позиции одного из мировых лидеров в разработке электронных устройств и реализовать, наконец, «обещанные» в далеких 1980-х гибкие ТВ-экраны, которые можно сворачивать в рулон…

Человечество очень долго шло к реализации заманчивой идеи передавать зрительную информацию на расстояния посредством технических средств. Принципиальная основа воплощения этого замысла была заложена американским учёным Смитом, открывшим явление фотоэффекта (это произошло в 1873 году). В 1888 году А.Г. Столетов продвинул данную теорию и установил закономерности внешнего фотоэффекта.

Долгий путь к фантастической цели

Свою лепту в развитие данного направления вложил А.С. Попов – известный русский изобретатель радиосвязи. Задаваясь вопросом, кто изобрел телевизор, нельзя не упомянуть профессора Б.Л. Розинга, трудившегося в Петербургском технологическом университете. В 1907 году этот учёный разработал систему «катодной телескопии»: она воспроизводила изображение посредством электронно-лучевой трубки. И лишь в 1911 году в лабораторных условиях удалось осуществить самую первую телевизионную передачу, произведённую по вышеназванному принципу. Для того, чтобы изобретение могло выйти из стен лаборатории и применяться на практике, понадобились долгие годы. Итак, создание первого телевизор в мире совершалось, если можно так сказать, по целому ряду этапов.

Немецкий инженер Нипков

Справедливости ради, нужно отметить и успехи Пауля Нипкова, который ещё в 1884 году оформил патент на «электронный телескоп»: этот инженер из Берлина сумел разложить изображение на элементы (принцип работал в момент передачи и приёма световых сигналов, а само устройство со специальным преобразователем именовалось диском Нипкова). Подобный проекционный прибор мог выполнять механическую развёртку, но со временем он вышел из употребления, поскольку началась эпоха электронного телевидения. Исходя из всего вышесказанного, сложно ответить на вопрос, когда был создан первый телевизор.

Развитие технологий

Последователем Розинга был его эмигрировавший в США ученик – В.К. Зворыкин . Считается, что именно этот человек разработал самый первый телевизор – иконоскоп, которым человечество стало пользоваться в массовом порядке.

Модель была продана за 75 долларов – эта сумма равнялась среднему двухмесячному заработку американского рабочего. Год создания данного образца, демонстрировавшего глазу только игру теней и неясные силуэты, – 1928-й. Между тем, в результате интеллектуальных усилий англичан, в свет вышла уже следующая модель, оборудованная кинескопом (произошло это лишь в 1937 году). Пожалуй, такова вся информация на интересную многим из нас тему «создатель телевизора».


Массивный ящик

Отметим, что модель Зворыкина, называвшаяся RCS TT-5, представляла собой габаритное устройство с весьма миниатюрным экраном, величина которого равнялась всего 5 дюймам по диагонали. Говоря про первый отечественный телевизор, констатируем следующий факт: механические телесистемы просуществовали на просторах СССР дольше, чем за рубежом. На западе электронное направление в производстве подобной техники было внедрено несколько раньше. Итак, теперь вы знаете, какой был первый телевизор, разительно отличающийся от современного.

«Телевидение делает нас образованнее. При виде включенного телевизора я ухожу в соседнюю комнату и принимаюсь за чтение» , - говорил известный американский комик Граучо Маркс. Еще на заре телевидения, в 30-х годах XX века, многие эксперты высказывали сомнения о таком виде досуга: мол , современные люди не будут сидеть и смотреть в «ящик». Как же они ошибались, ведь просмотр телевизора стал главным время пре провождением для миллионов жителей Земли. Узнайте, кто изобрел телевизор и когда первые модели появились в СССР.

Кто изобрел первый механический телевизор

Попытки создания телевизора начались еще в середине XIX века. Старания многих ученых того времени не увенчались успехом, однако многочисленные эксперименты приводили к важным открытиям. На начало XX века для создания телевизора имелось все необходимое:

  • была открыта фотопроводимость селена;
  • доказана идея поэлементного способа передачи изображения;
  • создан фотоэлемент и светораспределитель;
  • изобретен диск Нипкова - устройство, сканирующее изображение.

Шотландский инженер Джон Бэрд первым среди многочисленных изобретателей достиг успеха. В 1925 году он изобрел первый в мире механический телевизор. Достижение не далось легко: в ходе экспериментов Бэрда чуть не убило высоким напряжением.

Поначалу к изобретению относились настороженно и даже с иронией. Однако все изменилось после официального признания устройства на высшем уровне в 1926 году. К 1930-му было выпущено тысячи устройств. А регулярное телевещание появилось годом раньше.

Электронный телевизор: кто придумал

Разработкой электронных телевизоров занимались все ведущие страны мира вскоре после изобретения механического телевидения. Пионеры в этой области - немцы. Уже в 1928 году немецкая компания Telefunken представила на выставке в Берлине прототип, работающий по методу проекции.

В 1934-м сотрудники Telefunken выпустили первый в мире электронный телевизор. Продажи стартовали с невиданной цены - 445 долларов, что эквивалентно сегодняшним 7,5 тысячам долларов.

Вскоре за немецкими производителями подтянулась промышленность Франции, США и СССР. Советская промышленность к началу Второй мировой успела даже перегнать немцев, выпустив более двух тысяч электронных телевизоров.

Первый телевизор в СССР

Советская промышленность не стояла на месте и вскоре предложила свой аналог телевизора. В апреле 1932 года на ленинградском заводе был завершен первый телевизор «Б-2» механического типа.

Быстрой разработке способствовали амбициозные планы коммунистической партии, а также тот факт, что многие наработки сделали именно русские ученые. Телевизор «Б-2» не был самостоятельным аппаратом: это приставка для радиоприемника с миниатюрным экраном размером 3 на 4 см.

Чтобы что-нибудь увидеть, перед телевизором ставили огромную лупу, что, конечно же, сказывалось на качестве изображения. В 1933 году модель «Б-2» начали выпускать для массового потребителя. Всего ленинградский завод выпустил 3 тыс. экземпляров.

В СССР регулярное телевещание началось в 1938 году. В довоенное время советские граждане могли просматривать программы трех каналов. Первый по-настоящему массовый телевизор КВН-49, начали производить в 1949 году. Его продавали по сумме, эквивалентной двум средним зарплатам. Телевизор не отличался надежностью, поэтому граждане расшифровывали аббревиатуру КВН фразой: «Купил - Включил - Не работает».

Сделав ставку на механические телевизоры, советские инженеры сначала отставали от западных производителей. Со временем ситуация изменилась: в 1990 году СССР занимал четвертое место в мире по количеству производимых телевизоров.

Интересный факт: на 70-летний юбилей Сталину подарили телевизор модели «Москвич-Т1». И это была первая модель, поддерживающая разрешение в 625 строк. Не известно, любил ли вождь народов смотреть телевизор, но показывать себя запрещал точно.

Существовало специальное распоряжение, указывающее операторам выключать камеру или направлять объектив на зал, когда на трибуне появлялся Сталин. Все существующие видеозаписи проводились с разрешения КГБ и никогда не транслировались в прямом эфире: спецслужбы полагали, что никто не должен знать, где сейчас находится глава государства.

Кто создал цветной телевизор

Развитие цветной передачи изображения началось с появлением механического телевизора. Многие попытки изобретателей закончились неудачей ввиду ограниченности механического способа воспроизведения. Реальный прорыв был осуществлен только после окончания Второй мировой войны.

В 1940 годах в США начали цветное вещание стандарта CBS, однако компактных телевизоров, поддерживающих цветное изображение, не было. На рынке начали появляться аппаратные дополнения к черно-белым телевизорам, позволяющим принимать цветное изображение.

Это не понравилось производителям черно-белых телевизоров. Имея большое влияние в правительстве, они инициировали запрет на производство такого рода апгрейдов. Под предлогом нехватки ресурсов для Корейской войны Конгресс США ввел запрет на производство цветных переходников и на любые попытки создать цветной телевизор. Дошло до того, что распространение любых цветных технологий стало уголовным преступлением.

В 1953 году в США принят новый стандарт цветного телевещания, разработанный компанией RCA. Сразу после снятия запрета, в апреле 1954-го, эта же компания выпустила первую массовую модель цветного телевизора - CT-100, ставшую легендарной среди граждан США.

Современные телевизоры поддерживают стандарты сверхвысокой четкости: многие модели воспроизводят картинку разрешением 4К и 8К. Телевидение уступает свои позиции интернету. Основной аудиторией телевидения остаются пенсионеры и люди старшего поколения, привыкшие узнавать новости из «ящика».

Молодежь же отдает предпочтение интернет-ресурсам: они сами выбирают контент, да и рекламы там поменьше. Даже производители позиционируют телевизоры как домашние кинотеатры, а не станции для просмотра телевизионных каналов. Устарел не только формат подачи информации, но и снизилось качество контента.

Один социолог сказал: «Телевидение позволяет нам наслаждаться обществом людей, которых мы не пустили бы к себе домой». Возможно, телевидение, как в свое время радио, несколько изменится, оставив свою, пусть и небольшую, аудиторию.